главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

«Кумир западного рыцарства». Романская скульптура

    Счастливая звезда македонского завоевателя, проникшего в сердце Азии «по следам» Диониса и Геракла, вела на Восток паладипон «гроба господня». В стихотворных поэмах времени крестовых походов, написанных на латинском и национальных языках, Александр предстает как идеальный государь.
    Большое место в поэмах занимают сцены из рыцарской жизни:, турниры, поединки, описания вооружения, коней, палаток. Бытовые краски эпохи стирают грань между древней историей и современностью.
    Приключении прославленного полководца становятся излюбленной темой светской живописи во дворце Ингельсхойма, в покоях Людовика Благочестивого (814—841), были изображены подвиги Кира, Александра Македонского, Ганнибала, победы каролингских королей и деяния римских императоров, которых Каролинги считали своими предками. Сцены из жизни Александра Македонского украшали комнату жены Генриха III Английского (середина XIII в.).
    В XII в. композиция «Вознесение Александра» получает распространение в церковной скульптуре Южной Франции, Северной Италии, области верхнего Рейна. Она входит в оформление портала или украшает капители колон интерьера.
    На южном фасаде Георгиевского собора в Юрьеве-Польском рельеф с изображением полета Александра располагался в боковой закомаре, рельеф с вознесением Христа — в центральной. Обе композиции отличает не только сюжетное, по и формальное сходство. На диадеме из Сахновки Александр помещен на том же центральном месте, где и Христос деисусного чина на другой эмалевой диадеме XII в. из Киева. В некоторых поэмах Александр предстает божьим избранником. Согласно автору XIV в. Зейфриду, Александр послан на землю свыше, чтобы подавить и обуздать гордых царей.
    Аллегорический подтекст композиции «Вознесение Александра» подтверждают другие рельефы с ветхозаветными прообразами евангельских событий. На западного портале церкви Олороп Сен Мари (департамент Нижние Пиренеи) вознесению Александра предстоит «Даниил во рву львином».
    
    В парижской Национальной библиотеке сохранился рисунок 1625 г. с изображением разрушенной впоследствии скульптуры над порталом романского собора в Ниме (Лангедок). Слева над входом зритель видел Самсона-львиноборца и ангела, вручающего рыцарю кубок, справа — Александра на грифонах. Ветхозаветного богатыря Самсона, который возглавил борьбу парода Израиля против филистимлян, считали прообразом Христа. Его победа над львом символизировала торжество Спасителя над смертью и дьяволом. Львиные челюсти, которые раздирает библейский силач, сравниваются в Ветхом завете с пастью Ада. В скульптуре западного портала или на бронзовых вратах фигура Самсона со львом олицетворяла незримо присутствующего в храме бога — сокрушителя адских врат. Западная сторона — царство Антихриста и смерти — особенно нуждалась в таком защитнике.
    На витраже Шартрского собора Самсону, который разрывает льва и уносит ворота филистимского города Газы (параллель Христу, взломавшему врата ада), соответствует сцена положения Христа во гроб. Близкие по символическому значению образы Самсона и Даниила в романской скульптуре иногда сопутствуют друг другу. В церкви Сен Трофим в Арле (Прованс, 1152—1180) рельефы с историей Самсона и с Даниилом во рву львином находятся но сторонам западного портала. Знаменуя покровительство божества, они сообщали мужество входящим, призывали на пороге «дома божьего» отрешиться от мирских помыслов.
    Рельеф с вознесением Александра на северной стене собора Сан Марко в Венеции связан идеей силы и могущества с серией рельефов главного западного фасада, где изображены святые воины и подвиги Геркулеса — победителя чудовищ. Они «образуют нечто вроде «щита», водруженного перед главным храмом Венеции и рядом с дворцом дожей, т. е. в политическом центре венецианского государства».
    В романской пластике Франции встречаются фигуры, символизирующие грешников. На западном портале церкви Сен Жиль в Гаре (Прованс) изображены одногорбый верблюд-дромедар и две связанные веревкой обезьяны. На капители церкви в Пюи-де-Дом (Овернь) обезьяну держит на веревке ее хозяин, видимо, профессиональный жонглер.
    Интерес к заморским странам и их обитателям, преклонение перед богатством «божественного труда» превращали церкви в своеобразные «музеи» природоведения. В них можно было увидеть чучело крокодила, яйца страуса, бивень нарвала, приписываемый единорогу, или «лапу грифона», которую, по преданию, пожертвовал воин, победивший чудовище. Созданный мастерами Средневековья причудливый мир экзотических существ отразил всю неизведанность и неизмеримость романской пластики.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
85+1=


Другие статьи из раздела:

Императорское искусство Византии
В скульптуре Георгиевского собора в Юрьево Польском (1234) св. Георгий (патрональное изображение великого владимирского князя Георгия Всеволодовича) держит щит с фигурой льва.
читать

Приключения рыцарей Артура. Романская скульптура Италии
Обильный материал для светского искусства давали так называемые романы Круглого Стола, или бретонского цикла, в основе которых лежали древние кельтские сказания. Но французские поэты далеко отходят от фольклорной первоосновы. Под их пером король Артур из незначительного кельтского князька (вероятно, жившего в...
читать



Известные художники

Леонардо (1452-1519)
Самый выдающийся гений Возрождения, Леонардо, занимает особое положение. Он был больше чем художник и архитектор — пытливый ум и неуемное любопытство позволили ему сделать важные открытия и нововведения в столь разных сферах, как инженерное...
читать
Каналетто (1697-1768)
Около 20 лет Каналетто был самым успешным художником Европы. Его виды Венеции были очень популярны, особенно у англичан, совершавших большое путешествие по Италии в XVIII в. в поисках образования, приключений и искусства. Он родился в Венеции...
Читать
Веласкес (1599-1660)
Карьера Диего Веласкеса была неразрывно связана с двором Филиппа IV в его родной Испании. Он родился в Севилье, но в 1621 г., вскоре после коронования Филиппа, отправился в Мадрид, где пришелся ко двору. Первый написанный им портрет молодого...
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Линия горизонта
Где бы ни находился изображаемый предмет, в закрытом помещении или на воздухе, прежде чем рисовать с натуры, необходимо определить его положение по отношению к линии горизонта: находится он выше или ниже уровня глаз. Линия горизонта образуется от пересечения с предметом воображаемой горизонтальной плоскости. ...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/kumir_zapadnogo_ritcarstva_ro.html on line 117

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/kumir_zapadnogo_ritcarstva_ro.html on line 117