главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

КВАТРОЧЕНТО

Тосканская скульптура

Тосканская скульптура
    Наряду с такими ведущими мастерами, как Гиберти и Донателло, в области скульптуры работает Лука делла Роббиа (ок. 1400—1482) — фигура, несомненно, менее блестящая и наделенная меньшей индивидуальностью. Скульптор этот, однако, значителен своей гармоничностью, очень широким проникновением во все сферы художественной жизни, традицией, родоначальником которой он выступает. Он создал технику, которая сразу получила всеобщее признание и которую его последователи использовали вплоть до позднего чинквеченто, положив ее в основу характерной, но зачастую посредственной, а подчас и низкокачественной продукции флорентийского ремесла — глазурованной полихромной керамики— майолики. В начале 40-х годов XV в. чувствуется необходимость по-новому, в духе новых идей, подойти к вопросу о соотношении между архитектурой, скульптурой и живописью. В это время Донателло смело вводит в скульптуру ярко окрашенные элементы (позолоту, цветной мрамор, мозаику, терракоту), Паоло Уччелло с помощью живописи дает изображение статуи, Брунеллески не может обойтись без того, чтобы не дополнить свои пространственные построения пластическими и колористическими элементами. Глазурованная терракота соединяет в себе пластику и живопись и ставит их на службу архитектуры, являясь, таким образом, практическим ответом на необходимость связать и обеспечить синтез между этими тремя видами искусства. Кроме того, становится возможным заложить основу нового художественного ремесла, черпающего образцы в искусстве и точно или с некоторыми отклонениями воспроизводящего их во множестве недорогих произведений. Среди средних слоев населения распространяется, таким образом, вкус к изделиям пластики, имеющим одновременно декоративный и культовый характер.
    Лука был не только создателем новой художественной техники. Как художник, он, возможно, сложился в кругу Нанни ди Банко: статуи четырех святых из Орсанмикеле являются, несомненно, тем латинским текстом, из которого он выводит незамысловатый, но хорошо продуманный синтаксис своей пластической речи. Другой источник его вдохновения— создания Гиберти с выразительным ритмом их линий и мягкой светотеневой лепкой. В шестиугольных рельефах для кампанилы (1437— 1439) Флорентийского собора преобладают еще готические реминисценции, но не следует забывать, что Лука делла Роббиа продолжал в них серию аллегорий, начатую еще Андреа Пизано, разрабатывавшего образные идеи Джотто. В певческой кафедре (кантории) для Санта-Марии дель Фьоре, законченной в те годы, от готического «натурализма» не остается почти и следа, если не считать отдаленных реминисценций. При ограниченной высоте рельефа Луке делла Роббиа удается создать такую перспективную глубину, которая позволяет передать — действительный или иллюзорный — объем фигур и в то же время дать представление о плоскости, от которой идет отсчет удаленности или приближения к зрителю изображенных объемов. С острой наблюдательностью мастер подчеркивает подмеченные в реальной жизни детали (например, открытые рты певцов, раздутые щеки трубачей и т. п.). Но легко заметить, что кажущийся натурализм этих деталей используется не для описательной характеристики персонажей, а как мера пространства, для усиления иллюзорного впечатления о его глубине. Причем делается это не за счет перспективы, а благодаря постепенному усилению пластической проработки фигур: чем ближе фигура к зрителю, тем ощутимее становится игра светотени, тем больше свет разливается на выступающих поверхностях объема. Именно так решает Лука делла Роббиа проблему рельефа, восстанавливая идеальную целостность статуарной формы. В этом он отличен как от Гиберти, так и в особенности от Донателло с его «сплющенным» рельефом. Возможно, этим объясняются похвалы Альберти в адрес Луки делла Роббиа, которого он ставит в один ряд с «великими мастерами». И действительно, классическая чистота и гуманистический идеал Луки делла Роббиа гораздо ближе не к теоретическим размышлениям об искусстве (в значительной мере идущим от Брунеллески и Мазаччо), а к жизненным принципам Альберти как литератора (укрощение страстей, спокойное погружение в науку.     Лука делла Роббиа был не единственным, кто противопоставлял драматическому и, по существу, антиклассическому историзму Донателло классическое понимание искусства как выражения идеальной гармонии. Микелоццо в своих скульптурных творениях выступает сторонником несколько тяжеловесного, натуралистического стиля классического надгробия. В надгробии Арагацци из собора в Монтепульчано он проводит в жизнь программную неоклассику, понимаемую как возвращение к античности. Подобно тому, как это вскоре станет делать Лука делла Роббиа, Микелоццо рассматривает рельеф как размещение статуарных форм в пространстве, ограниченном двумя близко расположенными параллельными планами. Но ему удается лишь втиснуть фигуры в узкое пространство между передним планом и фоном, хотя он и пытается разбить это монотонное чередование фигур с помощью крайних мер, например включая в композицию какое-либо «современное» лицо.
    Сторонником классического стиля, связанным на первом этапе, как и Микелоццо, точным, почти буквальным следованием античности, является и Агостино ди Дуччо (1418—1481), флорентиец, почти все время проработавший вне Флоренции (в Модене, Римини, Перудже, Амелле). Он, должно быть, встретился с Донателло, едва тот вернулся из Рима с убеждением, что ему удалось открыть подлинную античность, столь отличную от условного классического искусства. В рельефах ковчега Сан-Джиминьяно в Моденском соборе (1442) скульптор отказался от ретроспективно-мемориального стиля Микелоццо. Он делает фон более глубоким, с помощью очень низкого рельефа выстраивает на нем архитектурные кулисы, дает несколько уходящих в глубину параллельных пространственных планов, ритмически чередует фигуры с широкими интервалами, помещает в центре композиций живые эпизоды. В Венеции, где он работал некоторое время рядом с Бартоломео Боном, у него, видимо, проявляется интерес к линейной ритмике высокой готики, и не исключено, что он, возможно, был знаком и с отдельными образцами греческого, неоаттического искусства. Конечно, когда в 1449 г. мы снова встречаемся с Агостино ди Дуччо в Римини, где он украшал боковые капеллы Темпьо Малатестиано, то находим его уже вполне сложившимся мастером с индивидуальной, неповторимой линейно-ритмичной манерой, сосредоточенной на «музыкальном переложении» очаровательной классической сказки, окрашенной в тона анакреонтической лирики. Агостино несомненно «унаследовал от Донателло вкус к крайне низкому, почти сливающемуся с плоскостью рельефу, скорей процарапанному, чем высеченному резцом» (Бранди). Он не единственный, кто прибегает к такому приему, но он умеет на небольшой мраморной плите передать с помощью бесконечного сплетения плавных линий и небольшой высоты насыщенного светом рельефа, запутанных изгибов причудливых знаков бесконечное пространство, полное воздуха и ясного света, вызывающее в памяти мифологический мир, населенный ангелами-гениями, музыкантами и танцорами, полный аллегорических намеков и астрологической символики.

 

    Дополнительная информация

  • Японская гравюра неотделима от японской поэзии: трехстиший хокку и пятистиший танка. Гравюрами было принято украшать нишу токонома — средоточие красоты в доме. Графическое изображение часто дополнялось иероглифической записью стихотворения. Перед гравюрой ставился изысканный японский букет — икебана.
  • Чтение стихов, любование цветами и живописью, а также предметами материальной культуры — чашками, чайничками — было неизменной составляющей чайной церемонии, во время которой участники отрешались от всего бытового, мелочного и приобщались к прекрасному.

  • Импрессионизм — начало новой эпохи
    битва за новое искусство. эдуард мане
    дрожание воздуха, мерцание света. клод моне
    в тени голубых кулис. эдгар дега 
    пятнадцать бульваров камиля писарро
    безжалостное зрение. ан ри де тулуз-лотрек 
    праздник жизни. огюст ренуар
    диалоги цвета и формы. поль сезанн
    пуантилизм -живопись на пуантах  
    взвихренный цвет. винсент ван гог 
    рай на таити. поль гоген  
    наивное обаяние примитивизма. ан ри руссо


    Искусство модернизма
    футуризм
    кубизм 
    дадаизм 
    фовизм
    экспрессионизм
    абстракционизм
    «дух зла» терзал его душу. михаил врубель
    титан нового времени. пабло пикассо
    невероятные сны сюрреализма. сальвадор дали 

    НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
      Пещерная и наскальная живопись
    ИСКУССТВО Древнего Египта
    ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
      Греческие вазы
    Древний Рим
    ИСКУССТВО ВОСТОКА
      Китай - древнейшая цивилизация
    Тибетские иконы - танки
    Японская гравюра
    ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
      Андрей Рублев
    Средние века
    Между средневековьем и ренессансом Джотто
    ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
    ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
      Бунтующая простота. Караваджо
    Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
    Прозревающий невидимое. Эль Греко
    Диего Веласкес
    Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
    Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

    Классицизм: вперед — в прошлое! 

      Никола Пуссен  
    Давид

    Поговорим о странностях любви. Рокко 

     

    Антуан Ватто  
    Франсуа Буше  
    Огюст Фрагонар

    Передвижники
      «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
    Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
    Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
    Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
    Импрессионизм — начало новой эпохи
     

    Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
    Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
    В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
    Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
    Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
    Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
    Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

    Пуантилизм — живопись на пуантах
     

    Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
    Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
    Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

    Искусство модернизма
     

    «Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
    Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
    Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

    ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
    ГОГЕН
    Жизнь Гогена
      Рождение направления
    Стремление к независимости
    Мастерская в тропиках
    Парижская выставка
    Снова в Океании
    Мандолина и цветы — 1885
    Морской берег — 1887
    Видение после проповеди — 1888
    Автопортрет "Отверженные" — 1888
    Желтый Христос — 1889
    Прекрасная Анжела — 1889
    Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
    Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
    —1892
    Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
    идем? — 1897
    Белый конь — 1898
    Гоген, или Бесконечный побег
      Первые взлеты
    Великий Гоген
    Окончательное освобождение
    ГОГЕН (1848-1903)
    Годы испытаний. Начало пути
    Очарование южной природы
      Очарование южной природы
    Маленький бретонец, поправляющий
    деревянный башмак
    Желтый Христос
     
    История
    ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
    Истоки
     

    Истоки
    Истоки (продолжение)

    Эгейская культура
     

    Эгейская культура

    Греческое искусство
     

    Архитектура
    Архаическая скульптура
    Классическая скульптура
    Эллинистическая скульптура
    Градостроительство и архитектура
    Греческая живопись

    Древнее искусство в Италии
     

    Великая Греция
    Этрусское искусство
    Архитектура
    Живопись
    Скульптура

    Древнеримское искусство
     

    Архитектура
    Монументальная живопись
    Скульптура

    Раннехристианское искусство
      Искусство катакомб
    Первые базилики
    Другие центры позднеантичной
    культуры: Милан и Равенна
    Искусство Византии и варварских
    племен в Средние века
    Первое проявление национального
    итальянского средневекового изобразительного искусства
    Романское искусство
     

    Архитектура Северной Италии
    Центральная Италия
    Южная Италия и Сицилия
    Скульптура
    Живопись

    Готическое искусство
     

    Готическая архитектурa
    Готическая архитектура в Италии
    Поздняя готика
    Скульптура
    Живопись


    ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
    Натюрморт
    Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
    читать

    Пейзаж
    Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
    читать

    Реклама на сайте
    .
    Партнеры и партнерские ссылки
    .
    Большая часть материала взята "Большая серия знаний" - Изобразительное искуство © ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005