главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

КВАТРОЧЕНТО

Новое искусство Венеции

Новое искусство Венеции
    В середине XV в. в Венеции все еще господствуют позд неготическое направление Якопо Беллини, благосклонно, хотя и осторожно относящегося к новым веяниям, и противоположное ему направление Антонио Виварини и муранцев, отличающееся прежде всего своим религиозным ригоризмом.
    Из двух сыновей Якопо Джентиле Беллини (ок. 1429—1507) на всю жизнь сохраняет умеренность: он наследует мастерскую и аристократическую клиентуру отца, становится официальным портретистом дожей, едет на Восток, чтобы написать портрет султана. Его попытки приспособиться к новым проблемам кончаются неудачей, но помогают ему, однако, освободиться от манерности, придать линии больше весомости и чувствительности, цвету — больше тонкости и прозрачности, особенно в изящнейших портретах, «сравнимых с древнекитайскими, персидскими или гольбейновскими» (Лонги). Огромные полотна с изображением «Истории чудотворного креста», исполненные для Скуолы ди Сан-Джованни, представляют собой поздние произведения мастера, восходящие к последним годам века, когда брат художника — Джованни Беллини— уже дал высокие образцы «медитативной» живописи, навеянной проблемами новой культуры. И именно с этими «документальными» ведутами из венецианской жизни, с помощью которых Джентиле пытался, похоже, утвердить значимость точного описания и оптически верного видения в противовес метафизичел<ому, вступают в противоречие новые веяния. Известно, впрочем, что Джентиле был не только портретистом, но и своего рода топографом: сохранились сведения о принадлежавших его кисти панорамных видах Каира, Генуи, Венеции. И в этом, может быть, и состоит наиболее своеобразная особенность его деятельности, заставляющая, пожалуй, считать его далеким предшественником вед у ты, получившей значительное развитие в Венеции.
    Проблематично искусство старшего сына Якопо — Джованни Беллини (ок. 1430—1516). Многозначительно уже само его вивариниев-ское неприятие светских и социальных аспектов поздней готики, суровая основательность и пластическая жесткость мантеньевского рисунка.
    «Преображение», написанное вскоре после 1455 г., показывает одновременно широту и ограниченность связи Беллини с падуанской школой и Мантеньей, историзм которого остается ему чужд. Явно в духе Мантеньи даны три фигуры на фоне гор, угловато-напряженный излом кристалловидных утесов; но такое расположение не столько определяет место этих фигур в пространстве, сколько наводит на мысль об их устремленности вверх, контрастирующей с тремя фигурами апостолов, помещенными ниже и почти сливающимися с каменистой почвой и камнями. Символический смысл этого трехступенчатого «крещендо» (природы, изображенной в виде цветущих побегов на первом плане, человечества как промежуточной среды между природой и духом — на втором, чистой и неземной духовности — на третьем) явно превалирует над историко-религиозным смыслом. Показательно, что, идя по этому пути, Джованни Беллини возвращается к некоторым особенностям византийского видения мира. Это чувствуется в резком переходе от нестройного ритма лежащих к устремленности ввысь стоящих фигур и главным образом в иконном характере изображения. Но трехступенчатое «крещендо» является выражением не доктринальной иерархии, а постепенного нарастания патетического чувства. За горами, вырисовывающимися на горизонте, открывается светлое пространство закатного неба, высвечивающего фигуры Христа, Моисея и Илии, от которых свет нисходит на лежащие фигуры и скалистый обрыв. Таким образом, природный свет пробуждает с помощью духовности Христа и пророков спящее человечество, заставляет раскрываться цветы среди камней и наливаться соками ветви засохшего дерева. Намечается — и это подтверждают другие произведения этого периода, как, например, лондонское «Моление о чаше»,— лейтмотив мысли Джованни Беллини: между классическим натурализмом и христианской духовностью нет непроходимой пропасти, ибо живой связью между ними был сам Христос, который своим явлением и жизнью на земле придал природе новое значение. По этой причине, а не потому, что она несет на себе след творения Всевышнего, природа сливается с человеческим чувством и возвышается до ощущения своего божественного начала.
    Можно сказать, что творения Беллини на этом, первом, этапе носят преимущественно христологический характер: личность Спасителя выступает в них в качестве духовного, богочеловеческого катализатора, освобождающего природную действительность от инерции материи и наделяющего ее жизнью или историей. Несомненно, что проблема соотношения между природой и историей является тем звеном, которое объединяет в 60-е годы Беллини и Мантенью (вспомним «Успенье Богоматери» с видом на мантуанские озера), с той только разницей, что Мантенья включает природу в историю, а Беллини растворяет историю в природе. История вся уже написана и не может быть изменена: это то необходимое условие, которое определяет у Мантеньи строго логические реконструкции классического мира. Природа — это постоянное изменение, скрытая потенция или бесконечная возможность. Природа — это условие освобождения личности через субъективный подход на основе определенного «чувства». «Благословляющий Христос» из Лувра представляет собой один из самых трогательных образов христианского мифа, воплощенных Джованни Беллини. И не случайно, что эта страждущая фигура, озаренная закатным светом, держит в одной руке закрытую книгу, а другой как бы показывает, что в ином месте, а именно в природе, заключен источник опыта, объяснение тайны.
    Разница концепций Мантеньи и Беллини явствует из сопоставления двух произведений, написанных на одну и ту же тему и близких по своей композиции. В лондонском «Молении о чаше» Мантенья наслоением скал как бы показывает «древнее» происхождение природы, пришедшей в упадок с приходом христианской духовности. Город вдали — это Рим, воплощающий саму историю. Так как последняя беседа Христа с Богом-Отцом не может вершиться на глазах свидетелей, то по воле неба апостолы впали в глубокий сон. Лишь кролики на дороге да птицы на воде служат намеком на природу, на ее существование вне исторического времени. Христос изображен как фигура героическая: даже в страдании он господин природы и истории. Ангелы вручают ему не чашу, а символ страстей, и их небесное воинство напоминает о неотвратимой встрече со стражами, исполняющими волю иудейских старейшин. Все происходит согласно логике, и в момент, когда причины вызывают следствия, выявляются также символические значения вещей: бревно, переброшенное через ручей,— это адамово дерево, из которого будет сооружен крест для распятия, сухая ветвь с ястребом и ожившая или живая ветвь — символы смерти и возрождения.

<< назад || далее >>

 

    Дополнительная информация

  • Японская гравюра неотделима от японской поэзии: трехстиший хокку и пятистиший танка. Гравюрами было принято украшать нишу токонома — средоточие красоты в доме. Графическое изображение часто дополнялось иероглифической записью стихотворения. Перед гравюрой ставился изысканный японский букет — икебана.
  • Чтение стихов, любование цветами и живописью, а также предметами материальной культуры — чашками, чайничками — было неизменной составляющей чайной церемонии, во время которой участники отрешались от всего бытового, мелочного и приобщались к прекрасному.

  • Импрессионизм — начало новой эпохи
    битва за новое искусство. эдуард мане
    дрожание воздуха, мерцание света. клод моне
    в тени голубых кулис. эдгар дега 
    пятнадцать бульваров камиля писарро
    безжалостное зрение. ан ри де тулуз-лотрек 
    праздник жизни. огюст ренуар
    диалоги цвета и формы. поль сезанн
    пуантилизм -живопись на пуантах  
    взвихренный цвет. винсент ван гог 
    рай на таити. поль гоген  
    наивное обаяние примитивизма. ан ри руссо


    Искусство модернизма
    футуризм
    кубизм 
    дадаизм 
    фовизм
    экспрессионизм
    абстракционизм
    «дух зла» терзал его душу. михаил врубель
    титан нового времени. пабло пикассо
    невероятные сны сюрреализма. сальвадор дали 

    НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
      Пещерная и наскальная живопись
    ИСКУССТВО Древнего Египта
    ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
      Греческие вазы
    Древний Рим
    ИСКУССТВО ВОСТОКА
      Китай - древнейшая цивилизация
    Тибетские иконы - танки
    Японская гравюра
    ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
      Андрей Рублев
    Средние века
    Между средневековьем и ренессансом Джотто
    ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
    ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
      Бунтующая простота. Караваджо
    Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
    Прозревающий невидимое. Эль Греко
    Диего Веласкес
    Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
    Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

    Классицизм: вперед — в прошлое! 

      Никола Пуссен  
    Давид

    Поговорим о странностях любви. Рокко 

     

    Антуан Ватто  
    Франсуа Буше  
    Огюст Фрагонар

    Передвижники
      «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
    Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
    Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
    Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
    Импрессионизм — начало новой эпохи
     

    Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
    Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
    В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
    Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
    Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
    Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
    Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

    Пуантилизм — живопись на пуантах
     

    Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
    Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
    Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

    Искусство модернизма
     

    «Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
    Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
    Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

    ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
    ГОГЕН
    Жизнь Гогена
      Рождение направления
    Стремление к независимости
    Мастерская в тропиках
    Парижская выставка
    Снова в Океании
    Мандолина и цветы — 1885
    Морской берег — 1887
    Видение после проповеди — 1888
    Автопортрет "Отверженные" — 1888
    Желтый Христос — 1889
    Прекрасная Анжела — 1889
    Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
    Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
    —1892
    Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
    идем? — 1897
    Белый конь — 1898
    Гоген, или Бесконечный побег
      Первые взлеты
    Великий Гоген
    Окончательное освобождение
    ГОГЕН (1848-1903)
    Годы испытаний. Начало пути
    Очарование южной природы
      Очарование южной природы
    Маленький бретонец, поправляющий
    деревянный башмак
    Желтый Христос
     
    История
    ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
    Истоки
     

    Истоки
    Истоки (продолжение)

    Эгейская культура
     

    Эгейская культура

    Греческое искусство
     

    Архитектура
    Архаическая скульптура
    Классическая скульптура
    Эллинистическая скульптура
    Градостроительство и архитектура
    Греческая живопись

    Древнее искусство в Италии
     

    Великая Греция
    Этрусское искусство
    Архитектура
    Живопись
    Скульптура

    Древнеримское искусство
     

    Архитектура
    Монументальная живопись
    Скульптура

    Раннехристианское искусство
      Искусство катакомб
    Первые базилики
    Другие центры позднеантичной
    культуры: Милан и Равенна
    Искусство Византии и варварских
    племен в Средние века
    Первое проявление национального
    итальянского средневекового изобразительного искусства
    Романское искусство
     

    Архитектура Северной Италии
    Центральная Италия
    Южная Италия и Сицилия
    Скульптура
    Живопись

    Готическое искусство
     

    Готическая архитектурa
    Готическая архитектура в Италии
    Поздняя готика
    Скульптура
    Живопись


    ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
    Натюрморт
    Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
    читать

    Пейзаж
    Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
    читать

    Реклама на сайте
    .
    Партнеры и партнерские ссылки
    .
    Большая часть материала взята "Большая серия знаний" - Изобразительное искуство © ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005