главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Львы, грифоны и сирены. Изображения животных и птиц

    Изображения животных и птиц на чашах количественно преобладают над остальными мотивами. В чеканных лопастях мы видим двух львов, стоящих на задних лапах. Львы вписаны и в звезды плетенки, где символически повторяют поединок всадников. Здесь звери показаны в агрессивной позе: с поднятой лапой и закинутым кверху хвостом (в «Дигенисе  Акрите» хищник перед броском «стал размахивать хвостом, ( бока свои хлестать им»). Такой «рассерженный» лев стоит рядом с мужской фигурой в воинских доспехах — персонификацией храбрости на византийской серебряной курильнице XII в. (ризница собора Сан Марко в Венеции).
    Как самый царственный и гордый хищник лев воплощал идею сильной власти. Механические статуи львов охраняли императорский «престол Соломонов», изумлявший чужеземной. По сломам Константина Багрянородного, «когда логофет заканчивает сноп обычные вопросы, то львы начинают рычать, птицы (на седалище трона и на деревьях) начинают петь... В это время иноземными послами вносятся дары, и пел од за тем начинают играть органы, львы успокаиваются, птицы перестают петь и звери садятся на свои места».
    Древняя семантика львов как чутких стражей, спящих с открытыми глазами, еще раз связывает их с образом Дигениса — бдительного пограничника.
    Орлиноголовые грифоны с серповидными крыльями обращены друг к другу. На византийских и балканских памятниках грифон выступает в роли благожелательного по отношению к человеку монстра, могучего победителя злых сил. Как и орла, его изображали в схватке со змеей или змеевидным драконом. Византия унаследовала и античные предания о грифонах как о неусыпных бдительных стражах, охраняющих золотые россыпи Скифии от одноглазых людей — аримаспов.
    В древнегреческом искусстве грифон — атрибут Аполлона Гиперборейского, которому считали посвященной Скифию — лежащую далеко на севере мифическую страну «гипербореев».
    Грифон, совместивший черты льва и орла, существо высшей силы и боеспособности, слыл покровителем византийского воинства. В «Дигенисе Акрите» с грифами, напавшими на добычу, сравниваются воины. Служивших в гвардии императора варягов и начальников их отрядов в Византии называли «грифами». Предводители варварских дружин носили особые одежды с эмблемой грифона. Таково своеобразное преломление античных легенд о грифонах — стражах, обитающих на краю ойкумены, в варварских северных землях «гипербореев».
    
    На чашах фигуры грифонов связаны с миром образов поэмы о Дигенисе. Стражу восточных провинций Романии особенно подходила эта эмблема военного вождя.
    На стенках чаш видим и сирен — дев-птиц, сидящих по сторонам растения. Обращает на себя внимание тождество их лиц с внешностью девушки в медальоне на дне. Одинаковы черты лица, длинные вьющиеся волосы с пробором посередине, шейные витые гривны.
    Полуптицы-полудевы связаны со сценой, где Дигенис играет Евдокии У античных и византийских авторов эти обольстительные создания олицетворяют чарующую музыку и неотразимую убедительность красноречия, пленяющего души людей.
    Греческий эпос изобилует рассуждениями о неодолимой силой любовной страсти. Уже в древней Греции сирен ассоциировали с темой любви, с образами Эрота и Афродиты, что перешло в византийские романы XII в.
    И «Повести об Исминии и Исмине» Евматия Макремволита герою перед побегом с возлюбленной приснился аллегорический сон: «Я вижу перед своей спальней неисчислимую толпу юношей и девушек с венками из роз на головах, с руками, точно цепью прикованными к рукам друг друга, поющих, подобно сиренам. Песня их славила Эрота и восхваляла Афродиту. Она была похожа на гименей и на песни, которые перед спальней поют Эроты». Образы сирен служат аллегорией триумфа любви, поэтическим олицетворением любовной пары — Дигениса и Евдокии.
    Значительное место в декоре чаш занимает растительный орнамент. Как будто боясь пустого пространства, мастер заполняет его густой сетью вьющихся побегов. Условно переданные цветы, листья и стебли образуют «ковровый» фон фигур, служат осью симметрии для них, украшают венчики и поддоны сосудов.
    В растительном орнаменте чисто декоративное начало могло сочетаться со смысловым. Деревья постоянно упоминаются в византийском эпосе. В ветвях дерева герой прячет возлюбленную. У финиковой пальмы он встречает дочь эмира Аплорравда. В рощах и тростниковых зарослях таятся львы и разбойники-апелаты. Под деревьями Дигенис отдыхает после сражений. Древовидные растения с большими цветами-пальметками, в чаще которых прячутся звери и птицы, напоминают описание «дивного и сладостного» сада вокруг дворца Дигениса на берегу Евфрата.
    Передача «сада» с далекими от правдоподобия формами листьев и цветов, населенного птицами, экзотическими и фантастическими созданиями, неадекватна этой реалистической картине, унаследованной из позднеантичного романа. Мастера XII в. заботила уже не внешняя достоверность, а скрытый смысл изображаемого.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
40*2=


Другие статьи из раздела:

Вознесение Александра Македонского
Предания о героях античности продолжали жить в средневековом мире, но их образы изменились до неузнаваемости. Поскольку рыцарство мыслилось учреждением международным и неизменным во все времена, романисты наделяли Гектора и Энел, Юлия Цезаря и Александра Македонского чертами идеальных феодальных сеньоров. Они...
читать

Религиозные и эстетические связи в средневековом искусстве
В соответствии с дуалистической концепцией мира животные романского бестиария делятся на воплощающих силы добра — Христа, церковь, Богоматерь, добродетели и на персонифицирующих дух зла.
читать


Рации в Краснодаре радиостанции купить Краснодар.

Известные художники

Леонардо (1452-1519)
Самый выдающийся гений Возрождения, Леонардо, занимает особое положение. Он был больше чем художник и архитектор — пытливый ум и неуемное любопытство позволили ему сделать важные открытия и нововведения в столь разных сферах, как инженерное...
читать
Каналетто (1697-1768)
Около 20 лет Каналетто был самым успешным художником Европы. Его виды Венеции были очень популярны, особенно у англичан, совершавших большое путешествие по Италии в XVIII в. в поисках образования, приключений и искусства. Он родился в Венеции...
Читать
Веласкес (1599-1660)
Карьера Диего Веласкеса была неразрывно связана с двором Филиппа IV в его родной Испании. Он родился в Севилье, но в 1621 г., вскоре после коронования Филиппа, отправился в Мадрид, где пришелся ко двору. Первый написанный им портрет молодого...
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Линия горизонта
Где бы ни находился изображаемый предмет, в закрытом помещении или на воздухе, прежде чем рисовать с натуры, необходимо определить его положение по отношению к линии горизонта: находится он выше или ниже уровня глаз. Линия горизонта образуется от пересечения с предметом воображаемой горизонтальной плоскости. ...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/l_vi_grifoni_i_sireni_izobraz.html on line 117

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/l_vi_grifoni_i_sireni_izobraz.html on line 117