главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства
Рисуют дети. Выставка в Мордовии
Транспорт вчера, сегодня, завтра
Рисунки к басням Крылова
Уроки изобразительного искусства. Лепка
Фантазии Эшера
Из истории мирового искусства. Тичиан и античность
Выставки. Герои и воины
Не сотвори себе кумира
За кадрами мультфильма
Работа карандашом

ХXI век: время, страны, мастера.

СТРАНИЦА № 2

Мотив зеркала, часто встречающийся в творчестве мастеров Северного Возрождения, символизировал тайну мироздания, вечность. Эшер, продолжая эту традицию, включает в свои композиции зеркала и сферы не только как символ тайны, но и как зримый образ четвертого измерения.

Обращаясь к традициям старой нидерландской живописи, Эшер пристально вглядывается в творчество крупнейшего мастера конца XV— начала XVI века Иеронима Босха. К 1935 году относится литография, изображающая деталь триптиха Босха «Сад земных наслаждений». Эшер выбирает мотив, где изображен сам Босх, с горькой и ироничной улыбкой созерцающий чудовищные создания собственного воображения. Правда, если в картине Босха торжествует ужас и скепсис, то у Эшера — удивленная восторженность перед силой человеческой фантазии. Поэтому и лицо Босха в литографии Эшера — радостно-удивленное.

Эшер пытается понять ту непостижимую способность старого нидерландского мастера создавать «сжатое» пространство, заполненное сотнями разнообразных, страшных образов на небольшой плоскости холста.

М. Эшер. Мотив симметрии. Цветная литография. 1936.

И еще одна особенность, сближающая творчество Босха и Эшера,— высочайший научный потенциал, стремление за причудливой формой скрыть глубокие мировоззренческие идеи, тесная связь с наукой своего времени. Так, современники Босха утверждали, что «его картины не фарсовые гротески, но книги великой мудрости и искусства». Художник был человеком необычайной эрудиции, глубоких знаний, поразительной художественной фантазии.

Эти же качества отличают личность и творчество Маурица Эшера.

«Все мои работы — это игры, серьезные игры»,— как-то сказал художник. Вот такой серьезной игрой выглядит гравюра на дереве «Натюрморт и улица». По своей трактовке пространства она близка «Натюрморту с зеркалом». В обеих работах комнатное и уличное пространство слиты воедино.

В «Натюрморте и улице» пространство цельно, но масштабы различны. Вначале возникает вопрос: или предметы на переднем плане абсурдно велики, или улица абсурдно мала? Затем вопрос конкретизируется: эти книги, достигающие каждая последнего этажа трехэтажного дома, карты, трубки, коробок спичек не принадлежат ли Гулливеру, позабывшему их на одной из улиц столицы Лилипутии?

Перед нами зримое изображение двух разных измерений — тема, которую постоянно будет развивать М. Эшер.

Морское путешествие летом 1936 года вдоль побережья Испании, изучение мавританских мозаик в Альгамбре и Кордове стало своеобразным этапным моментом в творчестве Эшера. Сохранилось множество зарисовок удивительных мозаичных украшений дворца Альгамбры (XIV—XV века) и мечети б Кордове (X век), выполненных Эшером.

М. Эшер. Кожура.Ксилография. 1956.

Мозаики Альгамбры насчитывают сто пятьдесят два различных вида орнаментального узоре, покрывающего стены и потолки. В орнаменте нигде точно не встречается целиком один и тот же узор, а его отдельные элементы составляют разнообразные мелодии, близкие музыке и поэзии. В зале Лас Камас принцип непрерывного чередования темных и светлых «летящих» форм напоминает будущие гравюры Эшера. Мозаики Альгамбры, состоящие из регулярно повторяющихся основных геометрических фигур, которые могут продолжаться до бесконечности, поразили воображение Эшера. Его гравюры строятся теперь по типу калейдоскопических мозаик.

«Не то, что имеет форму куба, напоминает красотой своей фигуры человека,— писал еще в XVI веке великий немецкий ученый И. Кеплер,— а человек уподобляется кубу, словно искусно собранному из различных потребностей, как из элементов». И это подтверждает гравюра Эшера «Метаморфозы I» с ее постепенным превращением кубических форм в человеческие. Это движение от абстрактных, схематических форм к одушевленным, исполненным жизни фигурам составляет главную суть работ.

«Почему я одинок в этом деле? — писал Эшер.— Отчего никто из моих коллег-художников не интересуется фигурами, которые входят одна в другую? А ведь фигуры эти подчиняются неким вполне объективным законам, которые всякий художник мог бы использовать в своей работе!»

И не только художники, но и ученые, можно добавить при этом. Потому что иногда гравюры Эшера благодаря его художественной интуиции предвосхищали выдающиеся научные открытия.

Сохранились высказывания Эшера, собранные в одну небольшую статью под названием «Приближение к Бесконечности». Приведем несколько отрывков из нее. «Чувствовал ли когда-нибудь художник или композитор желание приблизиться к Бесконечности посредством красок и звуков? Как можно выразить Бесконечность?..

Когда-то первобытный человек набрел на сверкающий кристалл. Он ударил по нему каменным орудием. Кристалл разбился и куски упали к его ногам. Человек поднял один из кусков, пристально вгляделся в него и был зачарован».

Пространственно-временные поиски Эшера характерны для ряда представителей современной нидерландской культуры.

М. Эшер. Мозаика. Цветная линогравюра. (1936—1939.)

О том, насколько художнику удалось передать «иное» измерение, свидетельствует его всемирно известная литография «Бельведер», где схема четвертого измерения показана на геометрическом плане, брошенном у ног сидящего человека на скамейке и держащего модель этого измерения в своих руках. За его спиной как бы вырастает «бельведер», символизирующий тот странный мир, певцом которого стал замечательный мастер Мауриц Эшер.

Л. Дьяков

Страница 1 2
gfgh.jpgВыставка шедевров Антонелло да Мессины в Москве.
2 февраля в Третьяковской галереи открывается выставка величайшего портретиста эпохи раннего Возрождения Антонелло да Мессины. Его творчество сочетает элементы нидерландской и итальянской школ живописи.
читать
В Шотландии картины, украденные более 15 лет назад, найдены.
Полиция Шотландии случайно обнаружила три картины, которые были украдены более 15 лет назад из музея Глазко. Куратор галереи и музея Келвингроув, в ноябре 2010 года обнаружил в каталоге аукционного дома одну из этих картин. С этого и началось полицейское расследование. Найденные картины оценивают более чем 200 тычяч фунтов стерлингов.
читать

Материал в картинках

Эдуард Мане (1832-1883)



Передвижники



Пабло Пикассо (1881-1973)


Камиля Писарро (1830-1903)


НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.

 

Большая часть материала взята "Большая серия знаний" - Изобразительное искуство © ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005