главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

«Меншиков в Березове»

    Петровская эпоха продолжала волновать Сурикова и после окончания картины. В его воображении рождался уже замысел другой картины «Меншиков в Березове (1883, Третьяковская Галерея), посвященной одному из крупнейших сподвижников и соратников Петра — Меншикову. И это не было случайностью. Суриков неоднократно встречал имя Меншикова в архивных источниках, в дневниках Корба и ясно представлял себе значение одного из первых и верных помощников царя.
    Хрупкую фигурку дочери с чудесным, грустным и красивым лицом художник обрисовал темным силуэтом на фоне более светлой одежды отца. Образ старшей дочери отличается особой поэтической прелестью. Неподвижно остановился взгляд ее темных широко раскрытых глаз. Бледно ее тонкое лицо. Тяжелые переживания, сердечное горе словно заострили форму ее бровей, губ, но как выразительно и тонко рисуются они на осунувшемся печальном лице! Мария не вынесла тяжести ссылки и через полгода скончалась.
    
    Вместе с Меншиковым и Марией и сын его Александр. Их всех сплачивает общность настроения, единство и полнота переживаний. Все они в состоянии глубокой задумчивости и мысленно находятся словно где-то там, за пределами этой низкой холодной избы.
    Совсем иначе решен образ другой дочери Менщикова, которая как бы противопоставлена всем остальным членам семьи. Юная, свежая с светлыми льняными волосами, в красочной нарядной одежде, удобно усевшись, она читает Евангелие. Она словно свыклась, сжилась с обстановкой ссылки. Ее образ своей контрастностью оттеняет трагическую обреченность всех остальных членов семьи.
    Композиция картины отличается удивительной продуманностью и законченностью. Ничего лишнего. Художник берет только то, что помогает ему в раскрытии темы. Главной его задачей является создать монументальный образ Меншикова. Суриков сознательно строит композицию картины так, чтобы зритель все время зримо ощущал тесноту маленькой избы. Не случайно выбран горизонтальный формат холста, не случайно подчеркнуты и выделены низко нависший потолок, низкое, напоминающее тюремное, окошко. В этой тесной избе особенно грандиозной и величественной кажется фигура Меншикова.
    В центре художник располагает обледенелое, расписанное морозом, слюдяное оконце. Так и чувствуется ледяная стылость воздуха. Холодно в избе. На Меншикове большой овчинный тулуп, на ногах оленьи унты; зябко кутается в шубку княжна Мария, прячет руки от холода ее сестра. Застыло лампадное масло на окне, иней лежит на подоконнике — все это неизбежно помогает почувствовать холодное дыхание Севера, понять обстановку далекой сибирской ссылки, ощутить неуютность жилища, тяжесть судьбы обитателей этого дома.
    Картина выделяется и по своим живописным достоинствам; современники называли ее «одной из колоритнейших картин русской школы». Правда, при первом взгляде она кажется несколько темноватой, общий тон приглушенным. Но вот вы всматриваетесь, и фигуры, вещи начинают точно излучать скрытый свет. Суриков прибегает к плотному густому письму, несколько раз покрывая краской одно и то же место, наслаивая друг на друга различные краски. Особую выразительность приобретают вещи в картине (скамья, подсвечник, столик, крытый платком). Художник то освещает их, то заставляет по-особому звучать чистые краски одежд в контрасте с темным фоном, то показывает предметы силуэтами.
    2 марта 1883 года на одиннадцатой передвижной художественной выставке была показана эта картина. Новизна и своеобразие ее художественного строя многих смутили, многие не сумели оценить живописные и композиционные достоинства работы. Однако и тогда были люди, которые в целом почувствовали, оценили громадное значение произведения.
    Многие передовые деятели русского искусства ощущали живую связь картины с современными художнику событиями. Ведь в его полотне торжествовал стойкий дух народа, упорство и мужество, которое нельзя сломить или задушить. Картина «Боярыня Морозова» могла возникнуть только у художника, горячо любящего и понимающего русский народ.
    С 90-х годов начинается новый период в творчестве Сурикова. Если его полотна 80-х годов были по преимуществу трагедийными, народ был показан в мрачные годы угнетения и казней, то теперь художника привлекает тема мужества и героизма народа, его единства, побед русского оружия. И в этом нельзя не усмотреть связи художника с современной ему действительностью, с широким размахом народного движения, ростом революционного подъема в стране.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
30+7=


Другие статьи из раздела:

Русская живопись второй половины XIX в. Василий Верещагин
Живопись второй половины XIX века, одним из характерных представителей которой являлся Василий Васильевич Верещагин. Батальная живопись до него имела в основном строго официальный, хроникально-документальный характер. Баталии были скорее похожи на торжественные парады, смотры, чем на подлинные сражения. Война...
читать статью

Виктор Васнецов
Творчество Виктора Васнецова занимает особе место в русской батальной живописи. В Москве совершается переход художника от жанровой живописи к исторической. Постепенно он приходит к поэтическому решению темы, к созданию величаво-торжественной картины гибели русских воинов.
читать статью



Известные художники

Верещагин Василий Васильевич
Верещагин В.В. родился в Череповце (1842) в семье помещика. В восемь лет родители отдали Василия в кадетский Малолетний корпус. Окончив его (1853), он перевелся в морской кадетский Петербургский корпус. ....
читать
Вирсаладзе Симон Багратович
Вирселадзе С.М. родился в 1908, в Тбилиси. Свою будущую профессию (театральный художник) он начал осваивать в Тифлисской АХ. Затем Вирселадзе продолжил обучение в московском ...
читать
Гинцбург Илья Яковлевич
Гинцбург И.Я.родился в 1859. Живя в Вильно, Гинцбург в раннем возрасте стал увлекаться вырезанием различных фигурок, предметов из точильного камня. 1-ые работы Ильи увидел Антоколоский, .................
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Тональные отношения
Чтобы изобразить предметы правдиво, передать их материальные качества и пространственное удаление на плоскости, недостаточно только лишь светотеневой лепки объемной формы, передачи градаций ее светотени. Очень важным фактором, от которого зависит правдивое изображение предметов натурной постановки, является...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/menshikov_v_berezove_zqhs.html on line 115

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/menshikov_v_berezove_zqhs.html on line 115