Искусство модернизма
Новый, XX век принес смятение в умы, и свежий ветер перемен ворвался в литературу и искусство. Образовалось множество новых течений со своими эстетическими воззрениями и манифестами. Следует, однако, отметить, что подлинная художественная индивидуальность не исчерпывается и не ограничивается рамками направлений и группировок.
Футуризм
Название этого течения в европейском искусстве 1910—1920-х годов происходит от латинского «футурум» — «будущее». В своем стремлении создать «искусство будущего» футуристы отрицали нравственные и художественные ценности традиционной культуры. Во главу угла была поставлена машинная урбанистическая (городская) цивилизация. Футуризм зародился в Италии. Лидером и идеологом движения были литератор Филиппо Маринетти, скульптор и живописец Уго Боччони, живописцы Карло Карра, Джино Северини, Джакомо Балла. В футуристическом манифесте «Искусство механизмов» выдвигаются два идеала нового человека. Это либо человек-робот, безликий винтик в механизме окружающего его мира и общества, либо личность, воплощающая идею сверхчеловека.
Русский футуризм значительно отличался от своего западного варианта и представлял собой сочетание различных группировок. Футуристами («будетлянами») называли себя члены петербургского «Союза молодежи» В.Е. Татлин, П.Н. Филонов, М.З. Шагал, участники выставок «Ослиный хвост», «Мишень», М.Ф.Ларионов, Н.С. Гончарова, К.С. Малевич, члены группы «Гилея» — В. В. Маяковский, Д.Д. Бурлюк.
Кубизм
Французский художник Ж. Брак писал: «Не нужно даже пытаться подражать вещам, которые преходящи и постоянно меняются и которые мы ошибочно принимаем за нечто неизменное». Американский искусствовед Дж. Голдинг считал, что кубизм — «самая полная и радикальная художественная революция со времен Ренессанса».
Это течение одним из первых воплотило ведущие тенденции дальнейшего развития искусства XX века. Одной из этих тенденций стало доминирование. К возникшему течению примкнули Фернан Леже, Робер Делоне, Хуан Грис и другие. Существует легенда о том, что Матисс, увидев картину Брака «Дома в Эстаке», сказал, что она напоминает ему изображение кубиков. В том же году в журнале «Жиль Блаз» критик Луи Воксель пишет о живописи Брака как о сводящейся к изображению кубов. Так шутка Матисса переросла в название новой школы. Кубизм ставил своей целью выявление геометрической структуры видимых объемных форм, разложение реальных предметов на части в соответствии с их внутренним строением и последующую организацию их в другом порядке в новую форму. Кубисты декларировали свою связь с «языческой» культурой и примитивным искусством — в частности, с открытой в начале века африканской скульптурой. Провозвестником кубизма стало творчество П. Сезанна. Основатель кубизма — П. Пикассо.
В истории этого направления принято выделять три периода: сезанновский, аналитический и синтетический.
В картинах сезанновского периода геометризация форм всего лишь подчеркивает устойчивость, предметность мира, массивные объемы. Формы еще сохраняют реалистичность.
В аналитическом периоде предмет дробится на мелкие грани и сходящиеся под углом плоскости, которые четко отделяются друг от друга. Красочная палитра намеренно ограничивается, используется лишь ограниченный набор. Изображение одного и того же предмета показывается с разных сторон одновременно во многих ракурсах. Это приводит к ритмической игре форм, плоскостей, объемов («Портрет Воллара», П. Пикассо, 1910 г.).
Кубизму обязан своим расцветом жанр коллажа — художественный объект создается при помощи включения (наклеивания на полотно) газетных и журнальных вырезок, фотографий, игральных карт и других «посторонних» элементов.
В последний, синтетический, период предпочтение отдается декоративному началу: картина превращается в красочное плоскостное панно. Объект собирается, синтезируется из разнообразных фрагментов или знаков. Яркими выразителями эстетики кубизма были Ж. Брак, Ж. Грисс.
Дадаизм
Дадаизм — модернистское течение, ставшее квинтэссенцией принципа разрушения образности. По словам Георга Гроса, дадаисты представляли собой воплощение чистого нигилизма, разрушая образность «ради великого Ничто».
Возникновение группы дадаистов в 1916 году было связано с открытием артистического клуба — «Кабаре Вольтера» в Цюрихе. Что обозначает понятие «дадаизм», не знает никто. Вот что пишет об этом названии один из ярких представителей дадаизма и его идейный вождь Тристан Тцара в манифесте 1913 года: «Дада — это хвост священной коровы у племени кру, в некоторых областях Италии так называют мать, это может быть обозначением детской деревянной лошадки... и воспроизведением младенческого лепета. Во всяком случае — нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения». Абсолютный нигилизм поколения дадаистов не был легкомысленной позой, он оказался спровоцированным драматическим историческим контекстом — войной в Европе 1914-1918 гг. В начале 20-х годов еще свежи были воспоминания о страшной бойне, страсти были накалены. Ален и Одетт Вирмо в своей энциклопедии «Мэтры сюрреализма», упоминая Дада, пишут: «Чтобы в этой раскаленной атмосфере суметь навязать новые идеи, приходилось кричать как можно громче. Тон задавали апостолы войны и глашатаи победы... Попытки заглушить царящие в то время ура-патриотические речи были небезопасны и предполагали исключительную мощь легких. Дадаисты к этому времени, как известно, встали в решительную оппозицию всем «воякам» и той цивилизации, которая пожелала, допустила и воспела войну. При этом они выбрали язык насмешки, абсурда, почти буффонады». Дадаизм с первых своих шагов оказывается космополитическим движением. Завсегдатаями «Кабаре Вольтера» были представители многонациональной художественной богемы: румын Тристан Тцара, немец Хуго Балль, франко-немец Жан Ганс Арп и др. Программным документом движения был «Манифест Дада 1918 года». Своеобразным представителем дадаизма был Марсель Дюшан. Одна из его работ представляет собой репродукцию Монны Лизы с пририсованными усами. Другое его произведение — под названием «Фонтан» представляет собой писсуар с росписью художника. Дюшан вырывает банальный объект из его контекста в соответствии с концепцией «готовых» (ready-made) объектов. Внезапно возникнув в 1916 году, дадаизм так же внезапно, в 1922 году, закончил свое существование, отступив перед победным натиском сюрреализма.
Фовизм
Фовизм (от фр. fauve — дикий) — название течения во французской живописи 1905—1907 гг., которое представляли А. Матисс, А. Дерен, М. Вла-минк. На Парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна экспериментировавших художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти. Один из французских критиков заклеймил их авторов словом les fauves — «дикие звери». Случайное высказывание вошло в историю, закрепившись как название за течением. Художественной манере фовистов были свойственны стихийная динамичность мазка, стремление к эмоциональной силе художественного выражения, яркий колорит, пронзительная чистота и резкие контрасты цвета, интенсивность открытого локального цвета, острота ритма. Фовизм выразился в резком обобщении пространства, рисунка, объема. Картина Мориса де Вламинка «Цирк», в котором автор явно пренебрегает законами перспективы, сводится к яркому цветовому пятну, в котором приблизительно обозначены через элементарные геометрические формы цирк-шапито и окружающие его здания. Стремительные широкие мазки синего, оранжевого, розового цвета создают особую эмоциональную напряженность образов.
Экспрессионизм
Экспрессионизм (от фр. expression — выразительность) — модернистское течение в западноевропейском искусстве, главным образом в Германии, первой трети двадцатого века, сложившееся в определенный исторический период — в преддверии Первой мировой войны. Мировоззренческой основой экспрессионизма стал индивидуалистический протест против уродливого мира, все большее отчуждение человека от мира, чувство бесприютности, крушения, распада тех начал, на которых, казалось, так прочно покоилась европейская культура. Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм. Художественные приемы, характерные для экспрессионизма: отказ от иллюзорного пространства, стремление к плоскостной трактовке предметов, деформация предметов. Экспрессионистам присущ особый колорит, любовь к резким красочным диссонансам. Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций.
Предшественником экспрессионизма считается Винсент Ван Гог. Произведения Эдварда Мунка — норвежского художника — некоторые исследователи склонны относить к экспрессионистскому течению. В экспрессионизме выделяют два периода: до Первой мировой войны и после. Экспрессионисты основывали свои объединения: «Мост» и «Синий всадник».
Первая выставка «Моста» состоялась в 1906 году в Дрездене, в магазине ламп. В картинах экспрессионистов выражено предчувствие всепроникающего ужаса. Через деформацию предметов, природных форм как бы разрушается и дискредитируется все, что казалось незыблемым.
Абстракционизм
Абстракционизм, беспредметное искусство — художественное направление, сформировавшееся в искусстве первой половины XX века, полностью отказавшееся от воспроизведения форм реального видимого мира. Основоположниками абстракционизма принято считать В. Кандинского, П. Мондриана и К. Малевича.
Владимир Кандинский создал собственный тип абстрактной живописи, освобождая от всяких признаков предметности пятна импрессионистов и «диких».
Пит Мондриан пришел к своей беспредметности через геометрическую стилизацию природы, начатую Сезанном и кубистами.
Третий основоположник — Казимир Малевич — соединяет в своем «супрематизме» оба пути. Произведение художника, пусть изначально и имевшее своей основой что-нибудь реальное, становится абстрактным с того момента, как в нем не остается ничего из того, что указывает на этот исходный пункт, когда произведение передает уже только чистые элементы композиции и цвета.
Модернистские течения двадцатого века, ориентированные на абстракционизм, полностью отходят от традиционных принципов, отрицая реализм, но при этом остаются в рамках искусства. История искусства с появлением абстракционизма пережила революцию.