главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Мотивы эпических сказаний в византийском искусстве

    О популярности эпических сказаний в торгово-ремесленной среде горожан свидетельствует декор поливной посуды XI—XIII вв. из раскопок в Константинополе и крупных провинциальных центрах империи —Афинах, Коринфе, Херсонесе. В медальонах на донцах блюд представлены подвиги и любовные приключения Акрита (победы над драконом и львом, Дигенис с дочерью эмира Аплорравда).
    В народном искусстве (керамика) Дигениса изображали как рядового воина в шлеме или низкой шапочке, в придворном — это знатный военачальник в венце. На серебре отсутствует фольклорный мотив змееборчества Дигениса. Разный подход обнаруживают и любовные сюжеты. На серебряных чашах видим «куртуазную» сцену в духе лирики трубадуров: юноша, попирающий львов, играет на кифаре избранной даме. На поливном блюде из Коринфа дана реалистическая сценка, без налета рыцарской идеализации: герой обнимает девушку, сидящую у него на коленях.
    В середине прошлого века вблизи с. Березова в Зауралье была найдена византийская серебряная чаша с чеканкой гравировкой и позолотой. Ее полусферическое тулово состоит из двух спаянных стенок: наружной — с чеканными изображениями и внутренней — гладкой. Вся поверхность сосуда снаружи позолочена.
    По венчику чаши на точечном фоне выгравирована сцена звериного гона. Тулово разбито) на семь горизонтальных поясов, каждый из которых состоит из двадцати двух выпуклых клейм-арочек. В клейма вписаны рельефные фигуры людей, зверей и птиц. Пояса идут в следующем порядке (сверху вниз): 1) пирующая царица в окружении слуг, музыкантов, акробатов и танцоров, 2) сирены и кентавры, 3) львы, барсы, медведи, волки и зайцы, 4) птицы и две львиные маски, 5) головы юношей и маски львов, грифонов, собак, 6—7) пальметки. В качестве царских эмблем грифоны символизировали воинскую доблесть и полководческий гений.
    В клейма поддона помещены львы, сирены, волки, зайцы и птицы. В позолоченном медальоне на дне сосуда фигура св. Георгия на коне, поясняемая греческой надписью. Снаружи на дне чаши нацарапано по-русски: «ВЪ ПОЛЪ ЧЕТВЬРЬТА ДЕСАТЕ ГРИВЬНЪ», т. е. ее стоимость на Руси достигала 35 гривен серебра.
    Надпись, близкая палеографии новгородских берестяных грамот XII в., свидетельствует о том, что греческое произведение стало предметом «вторичного импорта» из Руси — «за Югру и за Самоядь». Изображение Георгия-воина в образе триумфатора типично для искусства Константинополя. 
    
    Царица за пиршественным столом — ядро многофигурной композиции в верхнем поясе чаши. Перед ней стоят чаша на поддоне и два блюда. Виночерпий подносит повелительнице высокий кубок, другой слуга держит круглый предмет на длинной ручке — зеркало или опахало. Возле царицы, слуг и музыкантов разнообразная столовая утварь: кубки, полусферические чаши, большие узкогорлые сосуды, из которых разливали вино.
    На царице зубчатая корона с большими драгоценными камнями в прямоугольных оправах. Судя по портретам греческих императриц XI—XII вв., их корону, в отличие от стеммы императоров, сверху украшали треугольными зубцами либо киотцами. Под корону надета головная повязка: женщины из царствующего дома носили платки даже под коронами. В костюме императрицы выделено круглое оплечье-маниакий, ( шитые жемчугом круги, украшающие верх рукавов, и вертикальная полоса на груди — верхняя часть лора. Все эти атрибуты парадного одеяния находим на изображениях греческих василисс.
    Их утонченным образам близок тип лица пирующей: правильный овал лица, большие глаза, крохотный рот, волнистые волосы, падающие на грудь. Похожая прическа у императрицы Ирины на мозаике константинопольской Софии (1118), по ее волосы заплетены в косы.
    Музыканты сидят, поджав ноги по-восточному, с подушками за спиной, вполоборота друг к другу, что позволяет разделить ансамбль на четыре группы по два, три или четыре инструмента в каждой. Двое музыкантов с прямоугольным псалтирем — струнным инструментом типа арфы — сопровождают свою игру пением. Псалтирь был популярен в мусульманском мире, Византии, Западной Европе и на Руси. В оркестр входят три лютниста, аккомпанирующие танцорам.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
65-1=


Другие статьи из раздела:

Развитие романского искусства
Искусство Средневековья не являлось чем-то застывшим в раз и навсегда установленных формах. Напротив. Оно эволюционировало: каждый его памятник по–своему неповторим. Появлялись новые сюжеты, старые отмирали или подвергались переработке. Традиционализм сочетался с разработкой актуальных тем и новых стилистических...
читать

«Кумир западного рыцарства». Романская скульптура
Счастливая звезда македонского завоевателя, проникшего в сердце Азии «по следам» Диониса и Геракла, вела на Восток паладипон «гроба господня». В стихотворных поэмах времени крестовых походов, написанных на латинском и национальных языках, Александр предстает как идеальный государь.
читать



Известные художники

Леонардо (1452-1519)
Самый выдающийся гений Возрождения, Леонардо, занимает особое положение. Он был больше чем художник и архитектор — пытливый ум и неуемное любопытство позволили ему сделать важные открытия и нововведения в столь разных сферах, как инженерное...
читать
Каналетто (1697-1768)
Около 20 лет Каналетто был самым успешным художником Европы. Его виды Венеции были очень популярны, особенно у англичан, совершавших большое путешествие по Италии в XVIII в. в поисках образования, приключений и искусства. Он родился в Венеции...
Читать
Веласкес (1599-1660)
Карьера Диего Веласкеса была неразрывно связана с двором Филиппа IV в его родной Испании. Он родился в Севилье, но в 1621 г., вскоре после коронования Филиппа, отправился в Мадрид, где пришелся ко двору. Первый написанный им портрет молодого...
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Линия горизонта
Где бы ни находился изображаемый предмет, в закрытом помещении или на воздухе, прежде чем рисовать с натуры, необходимо определить его положение по отношению к линии горизонта: находится он выше или ниже уровня глаз. Линия горизонта образуется от пересечения с предметом воображаемой горизонтальной плоскости. ...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/motivi_epitheskih_skazanii_v_.html on line 116

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/motivi_epitheskih_skazanii_v_.html on line 116