главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Мозаики в Бет-Шане

    Больше всего эта особенность мозаик четвертого придела выявляется при сопоставлении с мозаикой, изображающей месяцы года, в Бет-Шане (третья четверть VI века или 567 год), где встречается точно такой же композиционный принцип сочетания квадратов и ромбов, заселенных в основном птицами.
    Манера исполнения здесь настолько упрощена и огрублена, что животные становятся трудноузнаваемыми. Условно говоря, наиболее классична из рассмотренных нами мозаик Захрани — именно последняя. Объяснить это явление можно тем, что мозаика четвертого придела была выполнена в тот период, для которого были характерны постоянные вспышки интереса к античности.
    Мозаики самой базилики разделены на отдельные композиции, состоящие в основном из геометрического орнамента, исключая композицию, находящуюся у входа в средний неф. Две вазы восточной формы, из которых вырастают круглящиеся виноградные лозы с птицами, обрамляют медальон с надписью. Перед этим изображением симметрично стоят два геральдических павлина. Композиция включена в прямоугольник из плетения. Дата на надписи не сохранилась. Непривычно, что павлины не фланкируют вазу, а стоят друг против друга. Сама композиция в ее ограниченном пространстве требовала подобного отхода от традиционного изображения, ибо главным здесь является не изображение как таковое, а скрытая в нем символика.
    Изучение символики каждого элемента этой композиции помогает выяснить назначение изображений. Птичка, клюющая плоды винограда, как уже говорилось выше,— это душа, питающаяся святым словом. Эта сцена имеет литургический смысл.
    Павлины в раннехристианском искусстве символизировали Вознесение. Еще с древних времен, а также в античности они считались символом бессмертия, ибо, по представлениям древних, тело их не гниет после смерти. Здесь очевиден тот факт, что, пользуясь языком языческой античности или даже целиком сохраняя его, христианство снимает его аллегорический и даже светский характер и наполняет его глубоким духовным содержанием. В этой композиции спорным является вопрос датировки. Исходя из близости двух надписей в среднем и в южном нефах (в последнем указана дата — 389—390 годы), Шехаб датирует мозаику среднего нефа этим временем. Обе надписи очень сходны по оформлению: включены в круглый медальон, круг вписан в прямоугольник, в углах которого изображены птицы и растительные орнаменты. Но Мутерд, который расшифровал надпись, отмечал несовпадение двух почерков. Автор предполагает, что эти буквы могли быть написаны в VI веке.
    
    Вполне вероятно, что надпись IV века была реставрирована в VI, одновременно были добавлены некоторые детали композиции. Стилистические особенности мозаики указывают на это. Во-первых, канфары утрачивают пропорциональность и приобретают совершенно новые формы, где первоначальные очертания едва уловимы. Такой свободы решения не могло быть в IV веке.
    Изображения павлинов в IV веке отличает большая свобода, как, например, в мозаике Хербет Мука в Сирии (394 год). Павлины на мозаике среднего нефа в Захрани имеют иконографические и стилистические параллели только с мозаиками VI века в Палестине — мозаика в Бет-Говрине (рубеж V—VI веков), мозаика в Бейсане (VI век). Так же специфичен и характерен только для VI века подобным образом трактованный мотив лозы — сильно стилизованной, заполняющей все изображение.
    Несмотря на споры, которые вызвала датировка этой композиции, мы относим время ее исполнения к VI веку.
    В целом различие между отдельными композициями мозаик в Захрани дает представление об эклектичности искусства этого периода, в котором органично сливаются классические и антиклассические элементы.
    Совсем другим и по характеру использования и по художественным качествам является пол базилики в Хальде. Мозаики среднего нефа почти не сохранились. Боковые нефы гармонично дополняют друг друга, хотя отличаются по композиции.
    Северный неф разделен с помощью орнаментапленки на несколько восьмиугольников, южный украшен чередующимися прямоугольниками с медальонами. Каждое панно включает в себя изображение из мира флоры и фауны. Некоторые из этих изображений имеют сюжетное начало, в отличие от Захрани, где превалируют отдельные существа.
    В мозаиках боковых нефов в Хальде наличествует тесная взаимосвязь между архитектурным расчленением пола и композиционным оформлением мозаики.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
10*5=


Другие статьи из раздела:

Раннехристианские мозаики Востока
Раннехристианским мозаикам Востока вообще свойственно было либо единое покрытие пола без композиционного деления, либо геометрическое. Все это получило общее название: пол-ковер. Последние два типа украшения пола служили...
Читать

Элементы пейзажных композиций Брейгеля
Живописное наследие Брейгеля насчитывает около 40 картин. В двух третях этих произведений пейзаж является или преобладающим фактором, или достаточно значительным компонентом картины. Это относится не только к его знаменитой...
Читать



Известные художники

Ге Николай Николаевич
Ге Н.Н. родился в Воронеже в 1831. В конце восемнадцатого столетия прадед Николая Николаевича эмигрировал в России, жил в Москве. Детство Николая прошло в деревне. Потом он обучался в киевской гимназии. Окончив ее, Ге поступил в Киевский университет. Оттуда он перешел в Петербургский университет. ...
читать
Герасимов Сергей Васильевич
Герасимов С.В. родился в 1885. Одаренный живописей, мастер книжной иллюстрации, график, прирожденный педагог, Сергей Васильевич реализовал во всех этих творческих сферах свой талант. ...
читать
Гинцбург Илья Яковлевич
Гинцбург И.Я.родился в 1859. Живя в Вильно, Гинцбург в раннем возрасте стал увлекаться вырезанием различных фигурок, предметов из точильного камня. 1-ые работы Ильи увидел Антоколоский, .................
читать

Русское искусство начала XVIII века

Жемчужины русского дворцово-паркового строительства XVIII в.
На берегах Невы одно против другого были сооружены увенчанные башнями здания Кунсткамеры (архитекторы Г. Маттарновн, Г. Кьявери и М. Г. Земцов) и Адмиралтейства, первоначально деревянного, затем многократно перестраивавшегося. ...
Читать


Новое в русской архитектуре XVIII в.
В старой столице — Москве — в начале XVIII века строили количественно гораздо меньше, чем в Петербурге, но зато здесь было создано несколько сооружений замечательной красоты. Их архитектура явственнее, чем петербургская, связана...
Читать
Карло Бартоломео Растрелли
Российская скульптура начала XVIII века в основном связана с архитектурой. Для украшения соборов, дворцов и парков требовалась в первую очередь монументально-декоративная скульптура.
Читать

 


НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
 
 
Тональные отношения
Чтобы изобразить предметы правдиво, передать их материальные качества и пространственное удаление на плоскости, недостаточно только лишь светотеневой лепки объемной формы, передачи градаций ее светотени. Очень важным фактором, от которого зависит правдивое изображение предметов натурной постановки, является...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/mozaiki_v_betshane.html on line 135

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/mozaiki_v_betshane.html on line 135