главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Мозаичные полы

    Мозаичные полы как таковые имеют прежде всего не декоративное, а смысловое значение. Невозможность представить священные фигуры на полу обусловливала распространение символических или метафорических изображений. Так как суть христианских догматов — таинство, то все христианское «преподавание» должно было окружаться мистической атмосферой, сообщавшейся через сложную систему символов.
    Знаки, появившиеся в надгробных памятниках и катакомбах в начале христианства, не были автономны, но были тесно связаны с текстом и дополняли его. Они служили как бы «иконным» выражением определенного слова. Постепенно эти знаки стали изображаться самостоятельно, и этот процесс можно считать становлением нового художественного языка раннехристианского искусства. При этом все эти знаки, как и вся христианская иконография, имели истоки в античном искусстве.
    В античности пол с фигурными изображениями воспринимался как отдельная самостоятельная картина с единым сюжетом — например, сцены охоты, изображения на мифологические темы (так называемая «эмблема», сюжетное изображение в рамке, требующее одной точки зрения, а не кругового обхода).
    Вместе с тем подобная картина служила как бы окном в открытое пространство, а передача материальности пола не интересовала художника. В результате достигался бесконечный прорыв плоскости. «Эмблема» в центре изображения была окружена геометрическим орнаментом, но постепенно его заменяли фигуративные мотивы, которые также были ориентированы на центральную фигуру, как бы фланкируя ее по четырем сторонам. При этом пол уже можно было обходить. Но вместе с утратой единства картины произошел перелом и в пространственном представлении. Господствует уже не ощущение бесконечного пространства интерьера, а появляется пол с плоскостным изображением, на смену сюжетным изображениям приходят абстрактные.
    Первый ощутимый разрыв с античной «эмблемой» намечается к концу IV века, одновременно с распространением геометрического орнамента.
    В V веке фигуративные изображения снова стали внедряться в геометрический орнамент, а иногда и вытесняли его при оформлении «унифицированного» коврового пола. Пол как таковой становится абстрактным фоном для изображения. Этот достаточно длительный процесс растягивается более чем на два века (V — начало VII века). Намечается разделение плоскости пола на отдельные зоны и «из картины, бесконечно уходящей вглубь, пол превращается в фигуративный ковер, вытеснивший эмблему».
    
    Христиане приспосабливали символику античного искусства к своим идеалам и наполняли ее иным, более глубоким содержанием. Например, сцена сельской жизни становилась не символом домашнего очага (как в североафриканских светских виллах), а представляла Бога, творящего и охраняющего Мир.
    Эта тема перекликалась с эсхатологическими темами иудейского искусства, которые появились несколько раньше христианских. Такой метод исследования не только раскрывает содержание изображения, но и определяет иконографические истоки раннехристианского искусства, чтобы раскрыть символику, скрытую в композиционном порядке мозаик полов. Она привлекает философско-теологические теории того времени об осмыслении Вселенной. по мнению автора, мир делится на четыре зоны по уровню их святости. Первый — мир небес — обозначается в основном симметричными изображениями: двумя животными, фланкирующими или сосуд, или фонтан с четырьмя реками рая, либо персонификацией, либо символом Христа.
    Вторая зона, или рай, представлена пасторальными сценами: это мирные звери, птицы, растения, вазы с лозами и др. Затем идет третья зона, или земля, которую изображают сцены охоты и преследования зверей.
    
    Наконец, последняя — это зона воды, или океан, который окружает землю и в котором живут рыбы и другие морские существа. Распределение таких зон на полу не всегда строго иерархично. Они могут располагаться как угодно и необязательно в полном наборе. Автор относит это разделение, в отличие от других исследователей, ко всем мозаикам полов без исключения и считает, что эти композиции коренятся в античном искусстве.
    В итоге можно отметить, что раннехристианские мозаики полов как самостоятельное явление в искусстве во многом недостаточно изучены и многие проблемы еще не решены, такие как систематизация, атрибуция мозаик, принадлежность их к определенному художественному кругу. Особенно это относится к искусству ближневосточного региона, и в частности к мозаикам Ливана, которые имеют тесные связи и сходство с мозаиками соседних местностей, но и обладают некими собственными чертами.
    Иллюзионистические сцены эллинизма сменяются в христианских мозаичных полах двухмерными плоскостными изображениями. Поэтому художественное восприятие выкристаллизовалось прежде всего в процессе семантического освоения изображения.
    В раннем христианстве зритель, созерцающий пол, уже не восхищается высоким мастерством исполнения и красотой фигур, а прежде всего внутренним чувством переживает то, что символизируют эти изображения.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
35*2=


Другие статьи из раздела:

Рисунки и гравюры. Питер Брейгель Старший
Помимо различных видов крестьянской деятельности в гравюрах, рисунках и картинах Брейгеля предстает еще целый ряд всевозможных человеческих занятий. Наиболее интересными в этом плане являются гравюры «Justitia», «Prudentia». ...
Читать

Раннехристианские мозаики Востока
Раннехристианским мозаикам Востока вообще свойственно было либо единое покрытие пола без композиционного деления, либо геометрическое. Все это получило общее название: пол-ковер. Последние два типа украшения пола служили...
Читать



Известные художники

Ге Николай Николаевич
Ге Н.Н. родился в Воронеже в 1831. В конце восемнадцатого столетия прадед Николая Николаевича эмигрировал в России, жил в Москве. Детство Николая прошло в деревне. Потом он обучался в киевской гимназии. Окончив ее, Ге поступил в Киевский университет. Оттуда он перешел в Петербургский университет. ...
читать
Герасимов Сергей Васильевич
Герасимов С.В. родился в 1885. Одаренный живописей, мастер книжной иллюстрации, график, прирожденный педагог, Сергей Васильевич реализовал во всех этих творческих сферах свой талант. ...
читать
Гинцбург Илья Яковлевич
Гинцбург И.Я.родился в 1859. Живя в Вильно, Гинцбург в раннем возрасте стал увлекаться вырезанием различных фигурок, предметов из точильного камня. 1-ые работы Ильи увидел Антоколоский, .................
читать

Русское искусство начала XVIII века

Жемчужины русского дворцово-паркового строительства XVIII в.
На берегах Невы одно против другого были сооружены увенчанные башнями здания Кунсткамеры (архитекторы Г. Маттарновн, Г. Кьявери и М. Г. Земцов) и Адмиралтейства, первоначально деревянного, затем многократно перестраивавшегося. ...
Читать


Новое в русской архитектуре XVIII в.
В старой столице — Москве — в начале XVIII века строили количественно гораздо меньше, чем в Петербурге, но зато здесь было создано несколько сооружений замечательной красоты. Их архитектура явственнее, чем петербургская, связана...
Читать
Карло Бартоломео Растрелли
Российская скульптура начала XVIII века в основном связана с архитектурой. Для украшения соборов, дворцов и парков требовалась в первую очередь монументально-декоративная скульптура.
Читать

 


НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
 
 
Тональные отношения
Чтобы изобразить предметы правдиво, передать их материальные качества и пространственное удаление на плоскости, недостаточно только лишь светотеневой лепки объемной формы, передачи градаций ее светотени. Очень важным фактором, от которого зависит правдивое изображение предметов натурной постановки, является...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/mozaithnie_poli_N.html on line 135

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/mozaithnie_poli_N.html on line 135