главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Наскальные росписи и гравировки эпохи палеолита

    В пещере Фон де Гом во Франции на плафоне расположен фриз с росписями, подновлявшимися несколько раз. Композиция не менялась, это процессия животных. Второй палеолитический художник не подправлял и не оживлял рисунок первого, но и не игнорировал, перекрывая то фигуры зверей, то пустое пространство между ними. Нет, новый силуэт всюду накладывался на старый очень точно, хотя звери иногда показаны уже другие. Третий художник помещал свое произведение на том же участке камня.
    Среди петроглифов послепалеолитического времени важны в этой связи контурные рисунки, вписанные друг в друга по принципу матрешки: внутри более крупного находится еще одно, меньшего размера. Когда обе фигуры принадлежат одному виду, скажем, лосю, исследователи говорят, что это беременная лосиха. Но нередко животные совсем разные и показаны не в области живота, а на бедрах главного персонажа. Нечто подобное мы знаем на шумерийских печатях, в скифской торевтике и в западноевропейском средневековом прикладном искусстве. Так, на золотой бляхе в виде оленя из Куль-обы размещены барельефы грифона, льва, зайца, собаки.
    
    Перекрывание изображений разного возраста не слишком мешает воспринимать по отдельности каждое из них. Но бывает и иначе. Пересекающиеся линии ранних и поздних гравировок создают невообразимую путаницу, где совершенно теряются контуры звериных тел. Это особенно характерно для палеолитического искусства в пещерах Франко-Кантабрийской области.
    По этнографическим материалам установлено, что в первобытности существовали такие обряды, при которых важно было лишь создать некое изображение, после чего оно сразу теряло для людей изначальный смысл. Деревянную скульптуру позволялось сжечь или выбросить, каменную — использовать при сооружении жилища или могилы наряду с необработанными глыбами. Так же равнодушно могли смотреть на старые рисунки на скале те, кто пришел сюда совершить определенный обряд, требующий вырезать тут какое-то изображение.
    Допустимо и другое объяснение: мы не должны забывать, что восприятие произведений искусства в глубокой древности во многом было иным, чем у нас — людей, воспитанных на живописи нового времени. Первобытный человек носил на шее в качестве амулетов статуэтки женщин и животных, висящие вверх ногами, расписывал потолки в темных закоулках пещер, покрывал орнаментом днища и внутренние стенки сосудов, где узоры были не видны.
    Утвердившиеся тогда представления о передаче в образах окружающего мира разрешали художникам связывать воедино ранние и поздние фигуры не только по принципу дополнения, но и путем наложения своих рисунков поверх уже существующих. Ведь и в палеолитическом искусстве малых форм выделяются так называемые полиэйконические скульптуры, представляющие собой сложное сплетение тел разных животных.
    в тех случаях, когда среди большого числа петроглифов ни разу не наблюдается перекрывание, это не обязательно свидетельствует об одновременности всех гравировок, как рассуждал на этом основании относительно Каменной могилы М. Я. Рудиньский. Периодически посещавшие это место люди (тут открыта целая свита культурных слоев от мезолита до бронзового века) могли проявлять к творчеству своих предшественников определенный пиетет и не нарушать старые рисунки, тем более что и видны они очень хорошо
    Итак, в истории многих наскальных изображений выделяются два этапа — создания первых рисунков и позднейшего обрастания их новыми деталями, фигурами, целыми сценами. С чем же это связано? Что представляли собой эти своеобразные археологические памятники в прошлом?
    
    В начале XX века, когда во Франции и Испании развернулось изучение пещер с росписями и гравировками эпохи палеолита, французский искусствовед и историк культуры Саломон Рейнак выдвинул популярную до сих пор гипотезу. В пещерной живописи древнекаменного века он увидел следы магических действий первобытного человека. Толчком, вызвавшим такое объяснение, послужили рассказы этнографов. Лео Фробениус описал обряд, совершенный на его глазах охотниками из племени пигмеев в Африке. На самой заре они нарисовали на песке антилопу и бросали в нее копья. По традиционным представлениям пигмеев, этот обряд должен помочь через несколько часов сразить реальное животное. Едва охота завершилась успехом, изображение было стерто.
    Аналогичные магические действия оказались свойственны и другим народам в иных частях света. Так, уже в 1969 году А. И. Мазин услышал от эвенков о сохранившемся у них до сего дня обычае: перед охотой изготовляют плоскую скульптуру лося из бересты, потом ее по кусочкам сжигают.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
15+2=


Другие статьи из раздела:

Рисунки и гравюры. Питер Брейгель Старший
Помимо различных видов крестьянской деятельности в гравюрах, рисунках и картинах Брейгеля предстает еще целый ряд всевозможных человеческих занятий. Наиболее интересными в этом плане являются гравюры «Justitia», «Prudentia». ...
Читать

Мезолитические гравировки
Мезолитические гравировки на горе Беюк-даш в урочище Кобыстан около БакуПостроение, характерное для любой группы наскальных рисунков, непривычно для глаза человека, воспитанного на станковой живописи, книжных иллюстрациях и...
Читать



Известные художники

Ге Николай Николаевич
Ге Н.Н. родился в Воронеже в 1831. В конце восемнадцатого столетия прадед Николая Николаевича эмигрировал в России, жил в Москве. Детство Николая прошло в деревне. Потом он обучался в киевской гимназии. Окончив ее, Ге поступил в Киевский университет. Оттуда он перешел в Петербургский университет. ...
читать
Герасимов Сергей Васильевич
Герасимов С.В. родился в 1885. Одаренный живописей, мастер книжной иллюстрации, график, прирожденный педагог, Сергей Васильевич реализовал во всех этих творческих сферах свой талант. ...
читать
Гинцбург Илья Яковлевич
Гинцбург И.Я.родился в 1859. Живя в Вильно, Гинцбург в раннем возрасте стал увлекаться вырезанием различных фигурок, предметов из точильного камня. 1-ые работы Ильи увидел Антоколоский, .................
читать

Русское искусство начала XVIII века

Жемчужины русского дворцово-паркового строительства XVIII в.
На берегах Невы одно против другого были сооружены увенчанные башнями здания Кунсткамеры (архитекторы Г. Маттарновн, Г. Кьявери и М. Г. Земцов) и Адмиралтейства, первоначально деревянного, затем многократно перестраивавшегося. ...
Читать


Новое в русской архитектуре XVIII в.
В старой столице — Москве — в начале XVIII века строили количественно гораздо меньше, чем в Петербурге, но зато здесь было создано несколько сооружений замечательной красоты. Их архитектура явственнее, чем петербургская, связана...
Читать
Карло Бартоломео Растрелли
Российская скульптура начала XVIII века в основном связана с архитектурой. Для украшения соборов, дворцов и парков требовалась в первую очередь монументально-декоративная скульптура.
Читать

 


НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
 
 
Тональные отношения
Чтобы изобразить предметы правдиво, передать их материальные качества и пространственное удаление на плоскости, недостаточно только лишь светотеневой лепки объемной формы, передачи градаций ее светотени. Очень важным фактором, от которого зависит правдивое изображение предметов натурной постановки, является...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/naskal_nie_rospisi_i_graviro.html on line 135

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/naskal_nie_rospisi_i_graviro.html on line 135