главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Новое эстетическое начало. Джованни Чимабуэ

    В разработке сугубо религиозной темы уже достаточно черт, предвосхищающих драматический накал, который будет свойствен фресковым росписям в Ассизи. Немало можно было бы сказать и о самой манере письма. Например, о выполненных темными точечными мазками глубоких тенях у ноздрей и уголков рта, словно вырезанных резцом, как на изваяниях современников художника — скульпторов Пизано. О скульптуре напоминают также некоторые продолговатые или прямоугольные впадины в прорисовке одеяний.
    Атмосферу ассизских творений, преисполненных подлинного драматизма, поможет воспринять алтарь, который, по всей видимости, включал в себя целый цикл, посвященный жизни Христа. До нас дошли только четыре доски: «Рождество», «Тайная вечеря», «Взятие Христа под стражу», а также «Страшный суд». Эти работы имеют особую ценность, ибо позволяют нам с наибольшей полнотой судить о некоторых композиционных замыслах Чимабуэ в ассизских росписях, которые были грубо искажены рукой тосканских и римских исполнителей.
    Родство с ассизскими росписями наиболее ощутимо в «Рождестве», хотя работа серьезно пострадала от времени. Помимо «Поклонения пастухов», эта доска включает в себя сцены: «Первое купание Христа» и «Поклонение волхвов», как это, впрочем, можно видеть на небольшой работе Каваллини из собрания Джонсон и вообще в византийской иконографии, сохраняющей верность такой схеме даже в переносном мозаичном алтаре XIV века, который хранится в музее при флорентийском соборе.
    У Чимабуэ основой композиции служит бирюзовый овал, в который помещена богоматерь на пурпурном престоле, что дает художнику большую свободу в распределении пространства, чем в любом византийском произведении той же эпохи. Мы видим пастушка, выглядывающего справа, как на раннехристианских миниатюрах: слева сидит задумавшийся Иосиф, тоже трогательное воспроизведение древних мотивов; чуть поодаль, справа, видна освещенная отблесками света низколобая служанка с купелью, а поверх крутых скал изображены четыре огромных ангела, которые парят, словно орлята над клеткой. От всей композиции веет силой и динамичностью, а новизна в противопоставлении пластически выразительных цветов другим, представляющим собой лишь цветовые пятна, не может не поражать и словно предвосхищает некоторые живописные решения Мазаччо.
    
    «Тайная вечеря» на круглой доске также выполнена в поздневизантийской иконографической манере, но и здесь со всей силой проявляется новое духовное начало. Кажется, что настал момент, когда устаревшие приемы византийских мастеров столкнулись с возведенной стеной, украшенной флорентийской решеткой, за которой виден сад со взметнувшимися ввысь восточными кипарисами, чьи кроны, однако, имеют явно тосканский вид.
    «Взятие Христа под стражу» с еще большей силой свидетельствует о первоначальном замысле художника, лишь угадывающемся в исполнении ассизского ученика. И здесь традиционная иконографическая канва восточного происхождения рвется и подавляется накалом страстей, которые, кажется, уводят нас в мир некоторых откровений Донателло или даже позднего Тициана в его «Увенчании терновым венцом». Сила зла настолько обнажена, что у Христа на ассизской фреске даже недостает сил послать благословение; он покорно склоняет голову среди мелькания разгоряченных лиц извечно существующих наемников. С той же жизненностью справа написана фигура седовласого фарисея со шпагой и факелом в руке; в его движениях чувствуется слепая ненависть и злоба. Мне кажется, что ни в одном другом живописном произведении нельзя с такой очевидностью увидеть, насколько, благодаря деяниям Чимабуэ, к 1275 году живые чувства растворили «бюрократический» синтаксис итальянского искусства.
    К последнему периоду творчества Чимабуэ относится крупная работа «Мадонна на троне со святыми Франциском и Домиником» из флорентийского собрания Контини-Бонакосси. Если я не ошибаюсь, то в этом произведении четко прослеживается намерение Чимабуэ почерпнуть кое-что у Джотто, уже сложившегося художника. Структура этой «Мадонны во славе» живо напоминает болонскую работу, которая, к сожалению, частично выполнена одним из учеников.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
40*2=


Другие статьи из раздела:

Пространство у Джотто
Художественная критика, обычно столь благоволящая к примитивистам, за редкими исключениями и с явной неохотой обращалась к своеобразнейшему случаю двух «оптических обманок» в падуанской капелле Скровеньи (точнее говоря, на плоскостях триумфальной арки, где снизу вверх идут противостоящие друг другу «Иуда, получающий...
читать

Гармония форм. Пьеро делла Франческа
«Святой Иероним и донатор» (1450) значительна тем, что по сравнению с написанным в то же время и отличающимся довольно точным следованием иконографическим канонам алтарем «Мадонна делла Мизерикордия» она показывает, насколько свободней чувствовал себя Пьеро, когда требования косных заказчиков не ограничивали его...
читать


Самая свежая информация услуги переводчика москва на нашем сайте.

Известные художники

Леонардо (1452-1519)
Самый выдающийся гений Возрождения, Леонардо, занимает особое положение. Он был больше чем художник и архитектор — пытливый ум и неуемное любопытство позволили ему сделать важные открытия и нововведения в столь разных сферах, как инженерное...
читать
Дюрер (1471-1528)
Дюрер родился в Нюрнберге (Германия) в семье ювелира и учился в мастерской отца. Однако ранний талант в сочетании с любопытством, честолюбием и тягой к странстви­ям заставил его порвать со средневековыми традициями Северной Европы. Поездки в...
читать
Брейгель (1568-1625)
Идя по стопам отца и старшего брата, которые в свое время были успешными художниками, Ян Брейгель достиг не меньшего величия. Его отец Питер Брейгель Старший славился сво­ими пейзажами и работами на сюжеты из сельской жизни. Он умер вскоре...
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Наблюдательная перспектива
Создавая рисунок или живопись предметов натурной постановки, художник исходит из тех данных, которые он получает зрением. Зрительный образ предметов натуры несколько отличается от действительной их формы и цвета и по размерам, и по цветовым характеристикам. Поэтому с самого начала необходимо выяснить...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/novoe_estetitheskoe_nathalo_d.html on line 115

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/novoe_estetitheskoe_nathalo_d.html on line 115