главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Обнаженная фигура во французской и русской живописи

    Уже во II веке до нашей эры скульпторы Эллады думали о том, что и сейчас составляет проблему: в какой степени форма тела обнаженного человека должна быть выражена в фигуре одетой. Ответ скульпторов был ясным: в максимальной степени. Важны форма и движение тела, а одежда только подчеркивает движение, сопутствует ему.
    Античная одежда помогала такому решению: мягкие складки некроеной шерстяной материи следовали за формой тела и давали возможность вылепить человека.
    Ту же мысль можно подтвердить на примерах из античной живописи. Насколько можно судить по известным сейчас фрагментам, форма тела одетых фигур просматривалась довольно точно при общем плоскостном или объемном решении.
    Проблема светотени на обнаженной фигуре решается совершенно иначе, по сравнению с предыдущим этапом, во французской и русской живописи конца XIX — начала XX века. Обнаженные модели Э. Мане, К. Моне, О. Ренуара, В. Серова проработаны не столько тоном, сколько цветом.
    «Обнаженная» О. Ренуара (1876) написана почти без теней. Холодные полутона окружают розоватый свет. Фон чуть темнее и холоднее фигуры. Вещь построена на тонких нюансах, еле видных переходах от голубого к розовому. Такая просветленная изысканная цветовая гамма появляется впервые. Мы встречаемся с преобладанием цвета над формой и с новой трактовкой освещения.
    
    Фигура человека так же индивидуальна, как и лицо. Нет на свете двух людей, одинаково сложенных. Знаток и любитель классических канонов Н. Пуссен написал тем не менее очень индивидуальную и эмоциональную женскую фигуру, назвав ее «Спящая Венера».
    Много и умело писал обнаженную фигуру Ж. Энгр. Сдержанные по цвету, еле протертые краской, уверенно нарисованные тела обитательниц гарема занимают видное место в музейных экспозициях, но часто оставляют зрителей равнодушными: отношение художника к теме осталось не выраженным.
    Насколько эмоциональность обогащает живопись, видно на примере картины Э. Делакруа «Резня в Хиосе» (1824) и «Свобода на баррикадах» (1830). Здесь, безусловно, есть отношение автора к изображенному, чувство, образным выражением которого является обнаженная фигура. Она становится воплощением страдания или призывом к борьбе. Формальные качества произведения подчинены его эмоциональному строю. Приемы живописи у Делакруа, пожалуй, те же, что у Энгра, но результаты противоположные, потому что приемы направлены на решение иных задач.
    Почти в каждом человеке можно найти пластические качества, достойные изображения. Ведь и Даная Рембрандта в сущности некрасива и не очень молода, а она украшает лучший зал Эрмитажа.
    Не всегда изображение обнаженного тела ставит целью создание прекрасного образа. Иногда оно посвящено трагическому. Вспомним «Утопленника» Г. Гольбейна Младшего. Красивой эту вещь назвать невозможно, но и забыть ее нельзя. Портрет бывшей красавицы («Старуха») — обнаженной старухи, вылепленной О. Роденом, предельно насыщен выражением, и это передается зрителю и воспринимается как трагедия жизненного конца.
    Обнаженная фигура расширяет возможности передачи эмоций, открывает пути к показу чувств, переживаний и мыслей, отличные от того, что дает одетая фигура.
    Картина Т. Жерико «Бег свободных лошадей» (ок. 1818 г.) несет ощущение радости и силы отчасти потому, что на ней вопреки бытовой логике фигуры представлены обнаженными.
    Индивидуальность пропорций, которые считаются красивыми, может быть подтверждена ссылкой на работы Говоря о прошлом, можно сопоставить очень вытянутых мелкоголовых персонажей Эль Греко, например, его «Лаокоона» (1610 — 1614), и приземистых коротконогих людей А. Остаде в картине «Вкус» из серии «Пять чувств» (середина XVII в.).
    Я. Тинторетто особенно красиво располагал обнаженные фигуры одного цвета и тона таким узором. Например, в картине «Музы» или в картине «Вакх и Ариадна» (1578).
    Чисто станковая трактовка, наоборот, предусматривает неповторимость цветового пятна, то есть каждый мазок отличается хотя бы минимально по цвету и гону от любого другого мазка на холсте.
    Картина Энгра «Роже, освобождающий Анжелику» (1841) типична в этом отношении. Контраст белой обнаженной фигуры с темным фоном остается единственным.
    Живопись обнаженной фигуры, конечно, связана с идеалом, возможно, даже с идеализацией. Обнаженная фигура считается наиболее трудным объектом изображения. Цвет тела полупрозрачен, изменчив, иногда как бы светится.
    
    «Портрет Иды Рубинштейн» (1910) В. А. Серова хорошо иллюстрирует понятие силуэта применительно к обнаженной модели. Портрет отличают конструктивность и острота формы, ясность характеристики, сближение тональных отношений, уплощенность, контур.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
100/2=


Другие статьи из раздела:

Изображение человека в картинах великих мастеров
Изображение человека — основная тема в живописи. Некоторое влияние оказывают сейчас на молодых художников произведения раннего итальянского Возрождения с его принципами уплощенной формы, условной светотени и большого внимания к деталям. Прекрасный «Портрет мальчика» работы Б. Пинтуриккьо соответствует этому идеалу.
читать

Русская портретная живопись XIX-XX веков
Для живописи маслом существуют академические приемы изображения тела — точные, проверенные временем, мало применимые в темпере или акварели.Блестящим примером таких приемов служат фигуры из «Явления Христа народу» Л. А. Иванова (1837 — 1857). Известно, что художник начинал работу над каждой головой своих...
читать



Известные художники

Леонардо (1452-1519)
Самый выдающийся гений Возрождения, Леонардо, занимает особое положение. Он был больше чем художник и архитектор — пытливый ум и неуемное любопытство позволили ему сделать важные открытия и нововведения в столь разных сферах, как инженерное...
читать
Дюрер (1471-1528)
Дюрер родился в Нюрнберге (Германия) в семье ювелира и учился в мастерской отца. Однако ранний талант в сочетании с любопытством, честолюбием и тягой к странстви­ям заставил его порвать со средневековыми традициями Северной Европы. Поездки в...
читать
Брейгель (1568-1625)
Идя по стопам отца и старшего брата, которые в свое время были успешными художниками, Ян Брейгель достиг не меньшего величия. Его отец Питер Брейгель Старший славился сво­ими пейзажами и работами на сюжеты из сельской жизни. Он умер вскоре...
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Акварельная живопись
1.  В длительной работе акварельными красками не следует сразу перегружать бумагу краской, брать во всю силу темные места и загрязнять их. Лучшим способом ведения этюда акварелью для начальных упражнений можно считать постепенное продвижение от более светлых слоев до полного их звучания: все предметы покрывают...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/obnazhennaya_figura_vo_frantc.html on line 115

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/obnazhennaya_figura_vo_frantc.html on line 115