Очарование южной природы

Добиваясь выразительности, живописец все чаще прибегал к обобщению и упрощению форм, заполнял холст крупными цветовыми массами. Соприкосновение с природой этих мест, имеющей в своей основе декоративный характер, проявившийся в четкости форм и насыщенном контрасте, стало отправной точкой для становления самостоятельного стиля художника.
Нужно отметить, что в ранних произведениях, как, впрочем, и в последующих, Гоген практически никогда не изображал движение. Его неуклонно влекла эстетика размеренности и покоя. Даже состояния природы художник трактовал как плотную безвоздушную среду, украшенную несколькими искусственными рефлексами. Постепснно мастер пришел к осознанию того, что задачи живописца намного шире того, чтобы просто создавать копии бытия. По его мнению, основополагающей в изобразительном искусстве является «трансформация» реальной действительности. Гоген считал, что необходимо воссоздавать внутреннюю правду натуры.
Так, например, в картине «Бретонские крестьянки» (1886, Новая пинакотека, Мюнхен) намеренно уплощено пространство, что максимально приближает фигуры женщин друг к другу. Несмотря на то, что фоном действия является пейзаж, художник пытается убедить зрителя в том, что бретонки находятся в условном, прекрасном, гармоничном, почти вневременном пространстве. В отличие от предыдущих работ, эта уже имеет четкий декоративный характер.
Вернувшись в Париж в ноябре 1886, Гоген познакомился с Винсентом Ван Гогом. Дружба художников была странной и эмоциональной, так как оба отличались бурным, темпераментным и непримиримым характером. Однако Гоген ненадолго задержался в Париже, считая, что ему нет места в городе, отнимающем у него здоровье и энергию.
В 1887 Поль вместе со своим другом художником Шарлем Аавалем, с которым познакомился еще в Понт-Авене, отправился в Панаму в поисках вдохновения и новых впечатлений. В результате весьма неблагоприятно сложившихся в чужой стране обстоятельств, Гогену с Шарлем пришлось наняться рабочими на строительство Панамского канала. Накопив достаточную сумму денег, друзья продолжили свое путешествие, но вояж завершился неожиданно. Гоген был вынужден вернулся на родину, так как заболел малярией.

Какое-то время художник провел в Понт-Авене. Здесь он стал лидером и вдохновителем так называемой понт-авенской школы, которая сыграла важную роль в формировании постимпрессионизма. Ее представители - Лаваль, Море, Де Шамайяр, Берпар, Сезгорье и другие в своих творческих исканиях двигались параллельно с Гогеном.
Стиль, к которому мастер пришел в Бретани, впоследствии получил название «клуазонизм» Его главным выразительным средством является пластичность линии, которой в подражание японскому искусству обводился каждый изображенный элемент. Таким образом, предметы отделялись друг от друга, превращаясь в замкнутое, локально окрашенное целое. Несмотря на то, что линия и контур в искусстве Гогена играли значительную роль, самым важным для него всегда был цвет. Некоторые исследователи считают Гогена создателем идеизма - за стремление художника придать линии и цвету максимальную выразительность, раскрывающую зрителю настроение мастера и его замысел.
Так, живописец практически полностью очистил свои полотна от многообразия оттенков, приведя их к чистому цвету. Он считал, что только цвет может стоять на одной ступени со светом. В искусстве Гогена почти нет места тени, потому что она противоречила его плоскостному пониманию формы. Относительно этого он писал своему лругу Эмилю Бер-нару: «Вы обсуждаете с Аавалем вопрос о тенях и спрашиваете, наплевать ли мне на них. В том, что касается объяснения света, - да. Посмотрите на японцев, которые ведь замечательно рисуют, и вы увидите жизнь на пленэре и на солнце без тенен, и тень, являющуюся обманом зрения, вызванным солнцем, я склонен изгнать».
Японская гравюра неотделима от японской поэзии: трехстиший хокку и пятистиший танка. Гравюрами было принято украшать нишу токонома — средоточие красоты в доме. Графическое изображение часто дополнялось иероглифической записью стихотворения. Перед гравюрой ставился изысканный японский букет — икебана.
Чтение стихов, любование цветами и живописью, а также предметами материальной культуры — чашками, чайничками — было неизменной составляющей чайной церемонии, во время которой участники отрешались от всего бытового, мелочного и приобщались к прекрасному.