главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Опыты с перспективой. Джотто ди Бондоне

    Вполне очевидно желание художника прибегнуть к тому, что мы называем «игрой перспективы» (в которой обыгрывается лишь то, что доступно разуму). С полным основанием можно заключить, что Джотто уже обладал пониманием перспективы.
    Чтобы понять суть этого метода, достаточно отвести взор от согласованной перспективы двух тайных часовенок и взглянуть выше на двухчастную сцену «Благовещение» с ее фигурами в профиль, явно противостоящими в «антиперспективе» двум нижним рисованным пространствам, словно сами эти фигуры пребывают в некоем пространственном мире, который находится позади нашего реального поля зрения.
    Действительно, эти опыты с перспективой Джотто проделал лишь над архитектурными деталями, но не над фигурами.
    Но не следует думать, что, воздержавшись от применения своего метода для изображения фигур, Джотто окончательно от него отказался. В этой связи уместно вспомнить одно слишком робкое, но полное глубокого смысла замечание Вазари о том, что Джотто «открыл нечто движущееся и бегущее в своих живописных изображениях». Известно, что великий мастер однажды опробовал свой метод (и приходится только сожалеть, что в дальнейшем он полагался на помощников) при написании «Четырех евангелистов» и «Четырех отцов церкви» на боковых участках падуанских росписей, то есть в той их части, где они почти граничат с его опытами, проделанными над архитектурными кулисами. Не имея возможности подробно останавливаться на всех этих примерах, хотел бы лишь отметить, что Джотто сознательно перенес свои опыты по созданию иллюзии объемности изображения на периферийные участки архитектурного обрамления, дабы сами эти детали принадлежали или «казались» принадлежащими реально существующему лепному декору капеллы; он счел неуместным использование этого метода при написании фигур, которые, по его убеждению, не должны создавать иллюзию пространства, а лишь выступать отголосками священной памяти о пространственном мире, образуемом путем его «членения», чуть ли не в духе кубизма, на отдельные сцены Писания.
    Однако между «кулисами», данными в перспективе, и отголосками пространственных построений в «окнах в христианский мир» самого повествовательного цикла уже предостаточно всего того, чтобы с полным основанием считать Джотто величайшим предтечей всех находок в этом направлении в эпоху треченто. И хотя в последнее десятилетие критика слишком распыляется в своих поисках пространственных решений в работах сиенских мастеров, вместо того чтобы сосредоточить внимание на Джотто и его ближайшем окружении, хотелось бы надеяться, что после некоторых острых замечаний ряда итальянских исследователей и нашего указания на глубинный смысл двух падуанских фрагментов в «парном обрамлении» наступит пора более глубокого изучения опыта флорентийских живописцев еще в первой половине этого поистине великого столетия.
    
    Смысл «перспективного» обрамления ассизских фресок, посвященных жизни святого Франциска, заключается в придании им такой глубины, что под воздействием этой иллюзии видоизменяется само реальное пространство большого готического нефа верхней церкви Сан Франческо.
    Что же касается росписей, выполненных Джотто в Падуе, то здесь еще немало такого, над чем стоило бы серьезно призадуматься, особенно над интерьером в сцене «Явление ангела святой Анне» и изображениями «Христос перед первосвященником Каиафой» и «Христос среди фарисеев». Следовало бы также отметить, что до сих пор недостаточно изучен вопрос о причинах, побудивших Джотто отказаться в работах на досках от рельефных нимбов в ракурсе, хотя этим приемом он широко пользовался при изображении фигур святых в настенных росписях.
    Особого внимания заслуживают поиски «уменьшенных размеров» в зависимости от расстояния при изображении как предметов, так и фигур, что наглядно проявляется у позднего Джотто и в работах его ближайшего окружения.
    В свете подобных пространственных решений следовало бы заново пересмотреть творчество того же Таддео Гадди, чье значение стало бы еще весомее в силу его привязанности к архитектурной тематике. Не исключено, что еще при жизни Джотто он расписал фресками люнет над боковой дверью церкви Санта Кроче, изобразив сцену оплакивания Христа. Перед нами, бесспорно, самое глубокое и смелое по технике изображение «снизу вверх», характеризующее уровень мастерства этого поколения живописцев.
    Поначалу столь робкие и осторожные, но тонкие по замыслу решения получили в дальнейшем свое полное развитие. Такой смелости и глубины нельзя еще было ожидать от двух незаметных часовенок, написанных Джотто на алтарной стене в капелле Скровеньи.
    Но уже в этих «периферийных» фрагментах можно с полным правом говорить о наличии перспективы, понимаемой уже в духе живописи эпохи кватроченто. То, что было сделано когда-то по наитию, стало в более позднюю эпоху основной целью живописи.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
15+2=


Другие статьи из раздела:

Гармония форм. Пьеро делла Франческа
«Святой Иероним и донатор» (1450) значительна тем, что по сравнению с написанным в то же время и отличающимся довольно точным следованием иконографическим канонам алтарем «Мадонна делла Мизерикордия» она показывает, насколько свободней чувствовал себя Пьеро, когда требования косных заказчиков не ограничивали его...
читать

Формирование художественной манеры Пьеро делла Франческа
Во Флоренции, примерно с 1435, а может быть, с 1430 года мы могли бы повстречаться с молодым подмастерьем Пьеро. Поскольку речь идет о человеке, поднявшемся до необычайных высот художественного мастерства, не ограничимся установлением его контактов с современниками, а постараемся узнать о его отношении к старым...
читать



Известные художники

Леонардо (1452-1519)
Самый выдающийся гений Возрождения, Леонардо, занимает особое положение. Он был больше чем художник и архитектор — пытливый ум и неуемное любопытство позволили ему сделать важные открытия и нововведения в столь разных сферах, как инженерное...
читать
Дюрер (1471-1528)
Дюрер родился в Нюрнберге (Германия) в семье ювелира и учился в мастерской отца. Однако ранний талант в сочетании с любопытством, честолюбием и тягой к странстви­ям заставил его порвать со средневековыми традициями Северной Европы. Поездки в...
читать
Брейгель (1568-1625)
Идя по стопам отца и старшего брата, которые в свое время были успешными художниками, Ян Брейгель достиг не меньшего величия. Его отец Питер Брейгель Старший славился сво­ими пейзажами и работами на сюжеты из сельской жизни. Он умер вскоре...
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Наблюдательная перспектива
Создавая рисунок или живопись предметов натурной постановки, художник исходит из тех данных, которые он получает зрением. Зрительный образ предметов натуры несколько отличается от действительной их формы и цвета и по размерам, и по цветовым характеристикам. Поэтому с самого начала необходимо выяснить...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/opiti_s_perspektivoi_dzhotto_.html on line 116

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/opiti_s_perspektivoi_dzhotto_.html on line 116