главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Орнаментальные обрамления

    Летом 1957 г. в Чернигове, в земле, выброшенной экскаватором, вместе с византийской чашей  была найдена массивная крышка из чистого золота. У нее полусферическое тулово с низким основанием и трубчатой ручкой наверху. В утвари романских церквей металлические сосуды в виде чаши на поддоне с крышками той же формы появляются с середины XII в. Это особая разновидность дарохранительниц, распространенная во Франции и смежных с ней областях.
    
    Рельефный орнамент на крышке выполнен к технике выпуклой чеканки с последующей гравировкой. От сочного стебля отходят шесть спиральных завитков, в которые вписаны фигуры человека, льва и оленя, перемежаемые пышными цветами-пальметками. В одном из ответвлений изображен обнаженный мужчина могучего сложения в широкой набедренной повязке, с булавой в правой руке. Персонаж обращен к бегущему на него оленю, которого в свою очередь преследует разъяренный лев.
    Орнаментальный мотив волнистого побега с человеческими и зооморфными фигурами в спиральных завитках получил особое развитие в искусстве Лотарингии. Похожий орнамент украшает бордюр бронзовых врат из Гнезно (Польша) — произведение маасской школы литейщиков (третья четверть XII в.). Восемнадцать клейм врат посвящены истории св. Войцеха (пражского епископа Адальберта), который в конце X в. принял мученическую смерть в языческой стране пруссов при попытке их обращения в веру Христову.
    Бордюр гнезненских врат и орнаментацию крышки из Чернигова связывает глубокое понимание антика. Оно проявляется в характере растительного узора, своими корнями уходящего в античное искусство, в пластичной моделировке нагого человеческого тела, в правильности его пропорций и естественности движений. В XII в. в Лотарингии вновь пробуждается интерес к интеллектуальной и художественной культуре классической древности.
    Па черниговской крышке мужчина с булавой, выступающий против олепя, заставляет вспомнить четвертый подвиг героя — пленение золоторогой керинейской лани. Эта прекрасная лань, опустошавшая поля, была послана богиней Артемидой в наказание людям. Геракл долго преследовал ее и наконец, ранив стрелой в ногу, живой принес царю Эврисфею. В античном искусстве лань часто изображали рогатой, что перешло в средневековую иконографию.
    Погоня Геркулеса за керинейской ланью представлена на костяной шашке XII в. и на подножии большого бронзового подсвечника льежской работы. Геракл, скорее похожий на средневекового рыцаря, замахивается палицей на лань с ветвистыми рогами. Над ним Христос с Евангелием — символом спасения, что подчеркивает символическую значимость композиции. на другой стороне подсвечника видим двух сражающихся воинов в доспехах с палицами и круглыми щитами: поединок Геракла с Герионом. По античному мифу, Гериол — страшный трехголовый великан, коров которого, пасшихся на острове Эрифейя, похитил герой. У Данте отвратительный Герион олицетворяет обман:
    Он ясен был лицом и величав
    Сцены на льежском подсвечнике и крышке из Чернигова поясняет мраморный рельеф XIII в. на стене собора Сан Марко в Венеции — подражание хранящемуся там же римскому рельефе III в., на котором высечен Геркулес с эриманфским кабаном на плечах. На романском рельефе Геркулес несет не кабана, а оленя, т. е. керииейскую лань, а ногами попирает дракона — лернейскую гидру. Так как олень — устойчивый символ человеческой души, ищущей спасения в лоне церкви, а дракон воплощает демонические силы, то здесь фигура Геракла служит аллегорией ХристаСпасителя. В моральном смысле Геркулес, добывающий живую лань,— это образ человека, в борьбе со злом достигающего спасения, т. е. вечной жизни.
    Если на льежском подсвечнике злое начало олицетворено Герионом, на рельефе собора Сан Марко — драконом, то на черниговской крышке его воплощает немейский лев. Победа над этим чудовищем, порождением Тифона и Ехидны, — первый подвиг Геракла. Громовым ударом палицы он оглушил льва и затем, обхватив своими могучими руками, задушил его. Единоборство Геракла с немейским львом вырезано на костяной шашке, исполненной в мастерской при монастыре св. Мартина в Турне. В начале XIII в. известный итальянский скульптор Бенедетто Антелами изваял Геркулеса, несущего за хвост убитого немейского льва, в обрамлении портала собора Борго Сан Доннипо (Ломбардия).
    Таким образом, на крышке объединены два подвига Геракла, связанные дуалистической идеей борьбы добродетели с силами ада и греха, столь характерной для западного христианства в XI—XII вв. В нижней части драгоценной дарохранительницы, от которой уцелела только крышка, вероятно, были показаны другие приключения греческого героя.
    Однако сцены, тождественной Дмитриевскому рельефу, в романском искусстве нет. Трактовка льва типична для владимиро-суздальской фасадной скульптуры.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
30+7=


Другие статьи из раздела:

Львы, грифоны и сирены. Изображения животных и птиц
Изображения животных и птиц на чашах количественно преобладают над остальными мотивами. В чеканных лопастях мы видим двух львов, стоящих на задних лапах. Львы вписаны и в звезды плетенки, где символически повторяют поединок всадников. Здесь звери показаны в агрессивной позе: с поднятой лапой и закинутым кверху...
читать

Рельефы с изображением подвигов Геракла
В композиции Дмитриевского собора осуществлен синтез обеих версий сюжета: лучник из-за дерева стреляет в журавля. Как на рельефе с Гераклом и львом, движения фигур явно не согласованы. Журавль неподвижно стоит, стрелок же изображен бегущим к нему. Здесь можно повторить предыдущее рассуждение. В оригинале лучник. ...
читать



Известные художники

Леонардо (1452-1519)
Самый выдающийся гений Возрождения, Леонардо, занимает особое положение. Он был больше чем художник и архитектор — пытливый ум и неуемное любопытство позволили ему сделать важные открытия и нововведения в столь разных сферах, как инженерное...
читать
Каналетто (1697-1768)
Около 20 лет Каналетто был самым успешным художником Европы. Его виды Венеции были очень популярны, особенно у англичан, совершавших большое путешествие по Италии в XVIII в. в поисках образования, приключений и искусства. Он родился в Венеции...
Читать
Веласкес (1599-1660)
Карьера Диего Веласкеса была неразрывно связана с двором Филиппа IV в его родной Испании. Он родился в Севилье, но в 1621 г., вскоре после коронования Филиппа, отправился в Мадрид, где пришелся ко двору. Первый написанный им портрет молодого...
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Линия горизонта
Где бы ни находился изображаемый предмет, в закрытом помещении или на воздухе, прежде чем рисовать с натуры, необходимо определить его положение по отношению к линии горизонта: находится он выше или ниже уровня глаз. Линия горизонта образуется от пересечения с предметом воображаемой горизонтальной плоскости. ...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/ornamental_nie_obramleniya.html on line 116

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/ornamental_nie_obramleniya.html on line 116