главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Основные типы древних гравировок на камне. Петроглифы Карелии

    Итак — наскальные изображения... Термин, как видим, двучленный. Начать, следовательно, надо с соотношения двух компонентов — камней и нанесенных на них гравировок и росписей.
    Люди, знающие о петроглифах только понаслышке, нередко представляют их себе так: отвесная стенка утеса и на ней размещены отдельными группами фигуры людей и животных или какие-то композиции, подобно тому, как развешаны полотна в картинной галерее. Рисунки выбивали и на вертикальных плоскостях, но и тогда на музейную экспозицию они мало похожи. А главное, для интересующих нас памятников такая топография — лишь частный случай. Можно условно наметить четыре основных варианта расположения древних рисунков на камне.
    Во-первых, они могут находиться в пещерах. Таковы самые ранние произведения монументального искусства — палеолитические росписи и гравировки во Франции и Испании. Встречаются в пещерах изображения эпохи мезолита и более позднего времени, но в целом рисунки послепалеолитического периода связаны с открытыми скалами.
    В полости пещер изображения часто занимают не только стены, но и потолок. Чтобы их рассмотреть, надо задирать голову. Многие из них сосредоточены в абсолютно темных коридорах в глубине горы, и увидеть их можно, лишь вооружившись факелами. Коридоры порою очень узки, и что здесь нарисовано, трудно разглядеть, поскольку от фигур нельзя отойти куда-либо в сторону. Поверхность потолка всегда неровная и росписи так или иначе приспособлены к этому естественному рельефу, к выступам и западинам скальных сводов. Все это делает пещерную живопись весьма своеобразным видом древнего искусства.
    
    Второй тип характеризуется использованием горизонтальных плоскостей камня. Таковы петроглифы Карелии, выбитые на отлогих гранитных берегах Онежского озера и реки Выг, впадающей в Белое море. Кое-что в этом роде есть в Испании и в Скандинавии. Эти изображения хорошо освещены, рассматривать их ничто не мешает, но все же и в данном случае мы чувствуем, что перед нами нечто необычное. Сопоставление, скажем, с мозаиками на полах античных бань или западноевропейских дворцов, где все части композиции вписаны в прямоугольную раму и взаимоуравновешены, будет явной натяжкой. Петроглифы Карелии разбросаны по скальной поверхности довольно бессистемно: в одном месте они сбиваются в кучу, в других — выглядят как редкие обособленные пятна. Ясного продуманного плана в их размещении не улавливается.
    Третий тип — рисунки на отвесных скалах — включает в себя росписи и гравировки по берегам ряда рек. На Урале это Тагил, Исеть, Режь, Нейва, Вишера, в Сибири — Енисей, Ангара, Лена и т. д. Казалось бы, вот что-то аналогичное картинной галерее. Но многие фигуры находятся очень высоко над водой и снизу плохо видны. Подобраться же к ним поближе без помощи веревок и лесов невозможно. Так же как и в Карелии, изображения то удалены друг от друга на значительные расстояния и почти теряются на естественном фоне, то, напротив, сконцентрированы на одном участке и представляют собой сложные переплетения линий и контуров. Человеку, знакомому только с картинами, четко отграниченными от окружающего пространства, хочется и тут внести определенный порядок в запутанную сеть фигур и композиций, выделить отдельные сценки и сюжеты. Но удается это далеко не всегда и не без насилия над материалом.
    Четвертый тип — гравировки на блоках камня сравнительно небольших размеров. Там, где горы интенсивно разрушаются, вместо сплошных выходов скал мы встречаем останцы, обломки, оторвавшиеся от края плато и скатившиеся по склону вниз, гребневидные выступы горных пород в пустынях Средней и Центральной Азии, валуны, принесенные ледником на Русскую равнину, и т. д. Этот вид наскальных изображений, пожалуй, наиболее прост для восприятия. На отдельных камнях умещается обычно от одной до десятка фигур или какая-нибудь одна композиция. И то и другое оказывается вписанным в огранение камня, как в рамку. А поскольку эти глыбы хорошо освещены и к ним легко подойти, создается отдаленное подобие самых привычных для нас произведений искусства — станковых картин.
    В действительности чаще всего мы имеем дело с совмещением нескольких типов. Так, в урочище Кобыстан около Баку рисунки нанесены на крупные обломки известняка, оторвавшиеся от края плато и скопившиеся по склонам гор и у их подножий. Это характерно для выделенного выше четвертого типа. Но внутри нагромождений камней нередко образовывались полости — своего рода пещеры, и на их стенах тоже много рисунков, что напоминает первый тип. Некоторые отвесные плоскости известняковых блоков очень велики, так что вырезанные на них композиции близки к памятникам третьего типа.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
35*2=


Другие статьи из раздела:

Мозаичные полы
Мозаичные полы как таковые имеют прежде всего не декоративное, а смысловое значение. Невозможность представить священные фигуры на полу обусловливала распространение символических или метафорических изображений. Так как суть...
Читать

Изображение деревенской жизни в картинах Брейгеля
Деревенский мир немыслим без домашних животных и зверей, населяющих окружающий мир. Почти на всех картинах Брейгеля можно увидеть лошадей разнообразных пород и мастей, от рабочих тяжеловозов до многочисленных конниц с...
Читать



Известные художники

Ге Николай Николаевич
Ге Н.Н. родился в Воронеже в 1831. В конце восемнадцатого столетия прадед Николая Николаевича эмигрировал в России, жил в Москве. Детство Николая прошло в деревне. Потом он обучался в киевской гимназии. Окончив ее, Ге поступил в Киевский университет. Оттуда он перешел в Петербургский университет. ...
читать
Герасимов Сергей Васильевич
Герасимов С.В. родился в 1885. Одаренный живописей, мастер книжной иллюстрации, график, прирожденный педагог, Сергей Васильевич реализовал во всех этих творческих сферах свой талант. ...
читать
Гинцбург Илья Яковлевич
Гинцбург И.Я.родился в 1859. Живя в Вильно, Гинцбург в раннем возрасте стал увлекаться вырезанием различных фигурок, предметов из точильного камня. 1-ые работы Ильи увидел Антоколоский, .................
читать

Русское искусство начала XVIII века

Жемчужины русского дворцово-паркового строительства XVIII в.
На берегах Невы одно против другого были сооружены увенчанные башнями здания Кунсткамеры (архитекторы Г. Маттарновн, Г. Кьявери и М. Г. Земцов) и Адмиралтейства, первоначально деревянного, затем многократно перестраивавшегося. ...
Читать


Новое в русской архитектуре XVIII в.
В старой столице — Москве — в начале XVIII века строили количественно гораздо меньше, чем в Петербурге, но зато здесь было создано несколько сооружений замечательной красоты. Их архитектура явственнее, чем петербургская, связана...
Читать
Карло Бартоломео Растрелли
Российская скульптура начала XVIII века в основном связана с архитектурой. Для украшения соборов, дворцов и парков требовалась в первую очередь монументально-декоративная скульптура.
Читать

 


НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
 
 
Тональные отношения
Чтобы изобразить предметы правдиво, передать их материальные качества и пространственное удаление на плоскости, недостаточно только лишь светотеневой лепки объемной формы, передачи градаций ее светотени. Очень важным фактором, от которого зависит правдивое изображение предметов натурной постановки, является...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/osnovnie_tipi_drevnih_gravir.html on line 135

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/osnovnie_tipi_drevnih_gravir.html on line 135