главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Отображения пространства на плоскости

    Не следует считать, что связанные с геометрической неоднозначностью отображения пространства на плоскости проблемы были ограничены задачей изображения колонн. Если обратиться к клейму «Крещение» иконы 1514 г., то становится очевидным, что взаимное расположение фигур Христа и Иоанна геометрически противоречиво. Чтобы изобразить Христа стоящим в рост, а Иоанна склонившимся, как этого требовала традиция, последний помещен или далеко «за» Христом, или его следует считать «висящим» в воздухе. Указанная композиция возникла из другой, более ранней, когда Христос изображался по пояс в воде и склоненная поза Иоанна была оправданной. Вероятно, позже изображение полной фигуры Христа было сочтено с идейной и с художественной точки зрения более целесообразным, и рассматриваемая композиция оказалась возможной лишь в силу того, что и художники, и зрители освоились к тому времени с условностями, свойственными геометрически противоречивым изображениям. Интересно отметить, что в XVII в., когда в иконописи начали избегать геометрических противоречий, художники не вернулись к изображению Христа, погруженного по пояс в воду, а предпочли помещать Иоанна на достаточно высоком «обрыве» берега.
    К рассматриваемому типу геометрически противоречивых изображений надо отнести и такие, в которых при изображении, например, больших воинских масс не согласуется число голов и число показанных ног и т. п.
    Использование геометрически противоречивых изображений нередко объясняется как проявление семантического, знакового характера средневековой живописи. Действительно, если система зрительного восприятия человека требует «отключения» излишней информации и это делает возможным изобразить верхние части архитектурных сооружений по схеме «крыша плюс четыре колонны» без геометрически правильного расположения элементов конструкции, а из удерживающих крышу четырех колонн показать лишь три, то это можно трактовать и в том смысле, что на иконе приведены не истинные изображения, а лишь их символы, знаки, упрощенные сравнительно с их «правильными изображениями.
    Следует, однако, предостеречь от излишнего увлечения такого рода истолкованиями геометрических особенностей древнерусской живописи. Если рассмотреть большинство «искажений», подобных описанным выше, то в глаза бросается немаловажное обстоятельство: почти все эти «искажения» смещены на те второстепенные детали изображения, которые могут быть отнесены к «отсекаемым» системой зрительного восприятия, т. е. оставаться незаметными (или малозаметными) для зрителя. В то же время знак вовсе не обязан обладать этим свойством, скорее он должен бросаться в глаза — наподобие креста в руке святого (атрибута мученика) или Евангелия (антрибута святителя) и т. п. Вероятно, более уместно трактовать описываемые в настоящей главе особенности древнерусской живописи с точки зрения наилучшей передачи некоторого художественного образа, а не знаковой передачи некоторой идеи.


Интересные статьи

Чертеж Успенского собора
На иконе XVII в. одновременно показаны и северная и южная стороны Успенского собора. Это видно из того, что в нижней ее части толпа движется к сени из двух противоположных порталов, что может быть лишь в том случае, если они являются северным и южным. Полная симметрия изображения указывает на одинаковый облик северного и южного фасадов собора. Обе эти стены завершаются четырьмя закомарами, каждому полукружию закомары соответствует одно окно верхнего яруса. Здесь следует особо отметить, что число показанных на иконе закомар не восемь, а лишь семь. Это связано с тем, что центральная глава...
читать

Флоренский и Панофски
Особняком стоит чрезвычайно интересная работа П. А. Флоренского, написанная в 1919 г. и опубликованная посмертно в 1957 г., она представляет собой первую часть предполагавшегося исследования об обратной перспективе. К сожалению, автор не осуществил своего замысла полностью.В опубликованной части работы им дан очень богатый мыслями исторический обзор, дано критическое рассмотрение распространенной точки зрения о том, что линейная перспектива является единственно допустимой, и высказано предположение, что в зависимости от идейно-художественных задач может изменяться и система перспективы. В...
читать


Известные художники
Васнецов Аполлинарий Михайлович
(1856-1933) Васнецов А.М. родился в 1856. Известный менее, чем его брат Виктор Васнецов, Апполинарий обладал самобытным дарованием. У него не было систематического художественного образования. Школой Васнецова .................
читать
Боголюбов Алексей Петрович
1824 – рождение Боголюбова А. П. – замечательного пейзажиста, не менее замечательного человека. Всю жизнь Боголюбов совершенствовал свое мастерство, вдумчиво, целеустремленно работал. Он оставил после ..................
читать
Варнек Александр Григорьевич
Варнек А.Г. родился в 1782. Он обучался в Академии (1795-1803), в портретном классе Щукина. Тут же он работал, окончив учебу, сначала помогал профессорам, потом преподавал самостоятельно. В 1810 Варнек получил звание .............

читать
Брюллов Карл Павлович
Брюллов К.П. родился в 1799. Это выдающийся исторический русский живописец, пейзажист, портретист, автор монументальных росписей, Член римской Академии Святого Луки, Пармской, Миланской академий, профессор Флорентийской, ............
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.

Warning: include(men_niz.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/otobrazheniya_prostranstva_.html on line 104

Warning: include(): Failed opening 'men_niz.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/otobrazheniya_prostranstva_.html on line 104