главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Палеолитические святилища

    Каждая группа наскальных изображений живет долгой жизнью, растет и трансформируется, иногда весьма значительно. Если попытаться перейти к их содержанию, то, не претендуя на исчерпывающую полноту, можно указать на следующие сюжеты: 1) стада и табуны зверей, 2) пара —самец и самка животных одного вида, 3) зверь и человек. Подтипы: а) охота, б) поклонение зверю (такая сцена выявлена в Сахарском Атласе), 4) группа людей.
    Подтипы: а) ряды одинаковых фигур — «хороводы» и «процессии», б) сцены соития (они есть на Онежском озере, в Дагестане, Азербайджане и т. д.), в) схватки, поединки (этот сюжет отмечен еще на мезолитических росписях Испании, а особенно характерен для петроглифов эпохи металла в Швеции, Средней Азии, Карелии и Сибири), г) караваны кочевников—вереницы вьючных лошадей, верблюдов, кибитки.
    Итак, в истории многих наскальных изображений выделяются два этапа — создания первых рисунков и позднейшего обрастания их новыми деталями, фигурами, целыми сценами. С чем же это связано? Что представляли собой эти своеобразные археологические памятники в прошлом?
    
    В начале XX века, когда во Франции и Испании развернулось изучение пещер с росписями и гравировками эпохи палеолита, французский искусствовед и историк культуры Саломон Рейнак выдвинул популярную до сих пор гипотезу. В пещерной живописи древнекаменного века он увидел следы магических действий первобытного человека. Между тем петроглифы известны отнюдь не везде, а единичные начертания на скалах вообще редкое явление. Исходя из магического объяснения гравировок и росписей, трудно понять, зачем некоторые из них впоследствии дополняли и подновляли.
    Видовой состав животных, запечатленных древними художниками, не соответствует соотношению видов в фауне из раскопок — одних зверей изображали часто, других — лишь изредка. Проведенный А. Леруа-Гураном подсчет показал, что среди произведений палеолитического искусства фигур раненых животных ничтожно мало, менее одного процента.
    Что же касается более поздних петроглифов, то здесь под влиянием магической теории в разряд жертв первобытных охотников включали сплошь и рядом существ иного рода, идя при этом на удивительные натяжки. Онежские силуэты копытных, соединенные с солнечными знаками, трактовали как зверей, попавших в капканы, хотя никакой капкан не может зажать спину лося или оленя. Еще меньше похоже на рану разделение пополам контурных фигур горных козлов в Кобыстане.
    Характер изменений, произошедших после внесения в композицию новых деталей, бывает неоднозначным. На горе Беюк-даш в Кобыстане в пещерном убежище в мезолите была вырезана цепочка людей — «хоровод». Зачем-то позднее в нее втиснули еще несколько фигурок, но «хоровод» остался «хороводом». В пещере Зараут-камар в Узбекистане доработке подверглась роспись со сценой охоты. Число лучников, преследующих животных, было увеличено. Это заметно по тому, как темная линия ноги одного из охотников налегает на светлую, сильно выцветшую линию хвоста более раннего силуэта джейрана. Смысл всей композиции, однако, не изменился.
    Иное произошло на Каменных островах Ангары: к обособленной фигуре лося была добавлена вторая — лыжник с луком в руках. Одиночное изображение зверя превратилось в сцену охоты.
    
    Подновление древних рисунков описано археологами и этнографами во многих районах. Иногда оно проводилось в той же технике, а иногда и в другой: поверх линий выцветшей краски идут линии гравировки (Каменные острова). Все это свидетельствует о том, что созданные некогда петроглифы продолжали жить как произведения искусства на протяжении длительного времени.
    Гораздо труднее объяснить не менее распространенные случаи перекрывания ранних рисунков поздними. Можно ли говорить на этом основании о пренебрежении древних художников к творчеству их предшественников, как это обычно трактуют? Столь категорическое заключение оправдано не всегда.
    В темных пещерах росписи и резьбу на стенах порою было трудно различить, в особенности если поверхность скалы была затянута известковым натеком или покрыта лишайником. Художник, вновь облюбовавший этот камень, мог просто не заметить, что тут уже есть какие-то начертания.
    Иногда наблюдается, как в Зараут-камаре, не полное перекрывание одного рисунка другим, а лишь намек на это: часть сравнительно поздней фигуры заходит на часть более древней, слегка задевая ее. Первоначальное изображение не уничтожено, просматривается достаточно четко. Видимо, его сознательно сохранили, когда делали новое.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
15+2=


Другие статьи из раздела:

Ориентализованный орнамент в мозаиках восточного Средиземноморья
Исследование мозаичных полов с точки зрения изменения их стиля при переходе от античности к христианству впервые привлекло внимание Э. Китцингера. Такой подход стал общепринятым, поэтому мы считаем необходимым сказать несколько...
Читать

Петроглифы Беломорья
Уже в искусстве древнекаменного века появляются сцены, запечатленные сверху (например, поедание бизона, выгравированное на кости из Раймондена). Все же в основном эта точка зрения типична для более позднего времени — для эпохи...
Читать



Известные художники

Ге Николай Николаевич
Ге Н.Н. родился в Воронеже в 1831. В конце восемнадцатого столетия прадед Николая Николаевича эмигрировал в России, жил в Москве. Детство Николая прошло в деревне. Потом он обучался в киевской гимназии. Окончив ее, Ге поступил в Киевский университет. Оттуда он перешел в Петербургский университет. ...
читать
Герасимов Сергей Васильевич
Герасимов С.В. родился в 1885. Одаренный живописей, мастер книжной иллюстрации, график, прирожденный педагог, Сергей Васильевич реализовал во всех этих творческих сферах свой талант. ...
читать
Гинцбург Илья Яковлевич
Гинцбург И.Я.родился в 1859. Живя в Вильно, Гинцбург в раннем возрасте стал увлекаться вырезанием различных фигурок, предметов из точильного камня. 1-ые работы Ильи увидел Антоколоский, .................
читать

Русское искусство начала XVIII века

Жемчужины русского дворцово-паркового строительства XVIII в.
На берегах Невы одно против другого были сооружены увенчанные башнями здания Кунсткамеры (архитекторы Г. Маттарновн, Г. Кьявери и М. Г. Земцов) и Адмиралтейства, первоначально деревянного, затем многократно перестраивавшегося. ...
Читать


Новое в русской архитектуре XVIII в.
В старой столице — Москве — в начале XVIII века строили количественно гораздо меньше, чем в Петербурге, но зато здесь было создано несколько сооружений замечательной красоты. Их архитектура явственнее, чем петербургская, связана...
Читать
Карло Бартоломео Растрелли
Российская скульптура начала XVIII века в основном связана с архитектурой. Для украшения соборов, дворцов и парков требовалась в первую очередь монументально-декоративная скульптура.
Читать

 


НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
 
 
Тональные отношения
Чтобы изобразить предметы правдиво, передать их материальные качества и пространственное удаление на плоскости, недостаточно только лишь светотеневой лепки объемной формы, передачи градаций ее светотени. Очень важным фактором, от которого зависит правдивое изображение предметов натурной постановки, является...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/paleolititheskie_svyatilisza.html on line 135

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/paleolititheskie_svyatilisza.html on line 135