главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Передвижничество и академизм в русском искусстве второй половины XIX в.

    Во второй половине XIX ст. основные направления развития искусства в России определяли передвижничество и академизм. Последний представлял «официальное» искусство и на протяжении всей второй половины XIX в.противостоял реалистическому направлению передвижничества. Еще в 90-х годах почти не было возможности «выступать перед публикой вне двух лагерей — академического и передвижнического...» — указывал художник М. И. Шестеркин. Между этими лагерями шла острая борьба, отразившаяся на развитии общественной мысли в стране.
    Академисты сразу же увидели в передвижниках своих идейных противников и всячески пытались доказать общественности, будто в произведениях передвижников отсутствовали стремления к высшим идеалам, будто они пронизаны отвращением ко всему прекрасному и идеальному. «В этих упреках,— подчеркивалось в отчете правления Товарищества общему собранию (21 февраля 1881 года),— сказалось старое воззрение на искусство».
    Из года в год теряя свое влияние на общественность, художники академического направления начали в какой-то мере демократизировать свое искусство, разрабатывая бытовой жанр.
    Но академисты, идеализируя действительность того времени, не могли показать жизнь русского народа с такой объективностью, как передвижники, у которых преобладала «не приукрашенная правда как в прошлом, так и еще более в настоящем».
    
    Члены прогрессивной организации в отличие от академистов редко прибегали к разработке религиозной тематики, а когда и касались ее, то «не пробуждали с желательной силой «религиозного настроения», не помогали уяснять в полную меру основные религиозно-церковные мотивы». Передвижники религиозные сюжеты трактовали в своем творчестве с позиций реалистического искусства, прогрессивных морально-этических принципов того времени.
    В «квинтэссенции реализма», как реакционеры именовали картину Н. Н. Ге «Что есть истина? Христос и Пилат», Н. Н. Ге образом Христа хотел показать «величайшее человеческое страдание, чтобы этим потрясти человека и повлиять на его везде и всеразлагающий эгоизм, показать, что это великое страдание сделано человеком же и что и сейчас слабейший так же страдает от сильнейшего. Оно также имеет громадный смысл и значение».
    
    В оценке Петра и Алексея Ге далек от преднамеренности. Для него Петр и Алексей — носители двух враждебных жизненных начал, но оба искренне убеждены в справедливости своей позиции.
    Именно это определяет трагизм происходящей сцены. Художник обогащает живопись всесторонним раскрытием внутреннего мира героев, причем делает это просто, скупо, без всякой внешней парадности и эффектности. Глубокое проникновение во внутренний мир героев, понимание сложности и противоречивости эпохи петровских преобразований отличают эту картину.
    Глубина содержания, естественность и жизненность композиции, высота профессионального мастерства делали картину, по словам В. В. Стасова, «одной из русских драгоценностей».
    Идейно-эстетические принципы передвижников стали знаменем, под которым собирались все те, кто стремился использовать искусство как средство пропаганды передовых социально-политических идей, а не для отвлечения общественности от требований современности.
    Заслуга прогрессивной художественной организации состояла также в том, что она давала богатый материал обществу для развития эстетического вкуса и понимания явлений действительности, содействовала формированию идейно-эстетических взглядов широких кругов населения.
    Картинам передвижников, особенно в 70—80-е годы XIX в., присуща художественная правда и органическая связь с живой действительностью. Но в конце XIX — начале XX вв., в произведениях части членов Товарищества наметилось отставание сюжетной линии от требований жизни. В это время большинство членов Товарищества объективно уже не могло служить задачам общества с силой и вдохновением, характерными для их деятельности в предыдущие десятилетия. Прогрессивно настроенные представители общества стремились установить причину того, что выставки Товарищества стали «бедными мыслью».
    Они правильно указывали, что историческая ситуация в России коренным образом отличалась от той, когда освобождение крестьян требовало выработки новых общественных отношений, и работа пошла по всему фронту российской мысли, а «язвы российского быта требовали диагноза». После поражения революционного народничества гражданский подъем 70-х годов иссяк, а новые «порывы и стремления еще не слились, общий путь намечен едва заметными штрихами», отмечали некоторые обозреватели передвижных выставок в Харькове.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
25-5=


Другие статьи из раздела:

«Золотой век русского народного искусства»
В. Е. Маковский хотя и был очевидцем «кровавого воскресения» и усиленно разрабатывал много «новых интересных современных сюжетов», захватывающих его целиком, как писал сам художник в одном из писем , но в картине «9 января...
Читать

Русский импрессионизм. Кириак Константинович Костанди
Важную роль сыграл Репин в судьбе известного украинского художника К. К. Костанди, который учился у Чистякова. Однажды в мастерской молодого художника И. Е. Репин увидел картину «У больного товарища» и предложил экспонировать ее...
Читать



Известные художники

Ге Николай Николаевич
Ге Н.Н. родился в Воронеже в 1831. В конце восемнадцатого столетия прадед Николая Николаевича эмигрировал в России, жил в Москве. Детство Николая прошло в деревне. Потом он обучался в киевской гимназии. Окончив ее, Ге поступил в Киевский университет. Оттуда он перешел в Петербургский университет. ...
читать
Герасимов Сергей Васильевич
Герасимов С.В. родился в 1885. Одаренный живописей, мастер книжной иллюстрации, график, прирожденный педагог, Сергей Васильевич реализовал во всех этих творческих сферах свой талант. ...
читать
Гинцбург Илья Яковлевич
Гинцбург И.Я.родился в 1859. Живя в Вильно, Гинцбург в раннем возрасте стал увлекаться вырезанием различных фигурок, предметов из точильного камня. 1-ые работы Ильи увидел Антоколоский, .................
читать

Русское искусство начала XVIII века

Жемчужины русского дворцово-паркового строительства XVIII в.
На берегах Невы одно против другого были сооружены увенчанные башнями здания Кунсткамеры (архитекторы Г. Маттарновн, Г. Кьявери и М. Г. Земцов) и Адмиралтейства, первоначально деревянного, затем многократно перестраивавшегося. ...
Читать


Новое в русской архитектуре XVIII в.
В старой столице — Москве — в начале XVIII века строили количественно гораздо меньше, чем в Петербурге, но зато здесь было создано несколько сооружений замечательной красоты. Их архитектура явственнее, чем петербургская, связана...
Читать
Карло Бартоломео Растрелли
Российская скульптура начала XVIII века в основном связана с архитектурой. Для украшения соборов, дворцов и парков требовалась в первую очередь монументально-декоративная скульптура.
Читать

 


НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
 
 
Тональные отношения
Чтобы изобразить предметы правдиво, передать их материальные качества и пространственное удаление на плоскости, недостаточно только лишь светотеневой лепки объемной формы, передачи градаций ее светотени. Очень важным фактором, от которого зависит правдивое изображение предметов натурной постановки, является...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/peredvizhnithestvo_i_akad.html on line 135

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/peredvizhnithestvo_i_akad.html on line 135