главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Перспектива в живописи

    Книга Бориса Викторовича Раушенбаха ставит своей целью «раскрыть естественнонаучные корни геометрических особенностей древнерусской живописи» — в первую очередь геометрические и психофизиологические основания тех методов и сами методы, с помощью которых древнерусские (и вообще средневековые) художники представляли на плоскости реальность трехмерного пространства. Главной проблемой здесь являются аксонометрические проекции и так называемая обратная перспектива, чьи сочетания и взаимные превращения в конечном итоге определяют столь непривычный для современного человека характер пространственности средневековой живописи.
    Неужели эта система столь же соответствует геометрии и психологии человеческого «видения» реального предметно-пространственного мира, как и общепринятая система прямой центрирующей (или центральной) перспективы? Той, что была изобретена мастерами раннего итальянского   Возрождения — Брунеллеско и Учелло, впервые описана Альберти и Филарете, математически обоснована Пьеро делла Франческа; той, что стала затем прописной истиной, школьным правилом для всего изобразительного искусства нового времени; той, наконец, что еще и поныне считается незыблемым каноном, единственно правильным методом передачи пространства в живописи, графике, рельефе, а подчас и вообще поглощает без остатка само понятие «перспектива» (характерно, что во всех почти искусствоведческих трудах слово Это употребляется без всякого дополнительного определения, хотя всегда ясно, что речь идет только о перспективе прямой).
    Такая постановка вопроса могла бы показаться по меньшей мере парадоксальной и даже вовсе немыслимой еще несколько десятилетий тому назад. Покажется она таковой и тем, кто до сих пор наивно полагает, будто ренессансная прямая перспектива адекватна тому образу пространства, который получает человек с помощью своей системы зрительного восприятия,— иначе говоря, что мы видим и можем видеть пространственные реальности только по законам такой живописной перспективы.
    Между тем ее творцы и страстные энтузиасты отдавали себе отчет не только в том, что система эта условна, ибо последовательно предпочитает передачу видимости, кажимости,— ведь они отлично понимали, что человеку лишь кажется, будто предметы, разворачиваясь и отступая в глубину, изменяют свою истинную конфигурацию и свои подлинные размеры, а параллельные в действительности линии сходятся к одной точке на горизонте... Они отдавали себе отчет еще и в том, что изображение всего видимого пространства по правилам прямой перспективы основывается на некотором допущении и предполагает волевое распространение на всю «зрительную пирамиду» или «зрительный луч» (если пользоваться весьма, впрочем, неточной терминологией Альберти) тех законов визуальной иллюзии, которые действительны только для зоны «далевого Зрения», «далевого видения», т. е.— для дальних планов воспринимаемого человеком пространства. Недаром по определению Пьеро делла Франческа перспектива— это «видимые издали вещи, представленные в определенных и данных пределах пропорционально, в зависимости от размеров и расстояний». Весь ближний пространственный план (вся зона «ближнего видения») либо вообще исключался, либо искусственно подчинялся правилам прямой перспективы, либо же к нему непроизвольно применялись иные приемы передачи пространственных форм, эти правила нарушавшие (весьма убедителен в последнем случае приводимый в книге Б. В. Раушенбаха пример картины Андреа Мантеньи «Мертвый Христос», причем тем более, что сам Мантенья принадлежал к числу ревностных сторонников прямой перспективы).
    Принятые ради утверждения универсальной и абсолютной значимости новой перспективной системы допущения поначалу не могли не озадачивать. Не случайно на протяжении всего XV в. она даже в Италии вовсе не была всеобщим достоянием. Не случайно, по словам того же Пьеро делла Франческа, многие художники не считали ее самоочевидной, не принимали и «хулили».


Интересные статьи

Легкая обратная перспектива
Смещения возможны как в сторону прямой, так и в сторону обратной перспективы. Однако если попытаться проделать численную оценку количества искажений истинной формы как в ту, так и в другую сторону, то сразу выявится огромный перевес в количестве трансформаций, несущих формальные признаки обратной перспективы. Видимо, средневековый художник предпочитал сдвиги в сторону обратной перспективы, поскольку в этом направлении трансформировалась аксонометрия близкого переднего плана всей совокупностью рассмотренных в предыдущих пунктах настоящей главы причин. Можно поэтому предполагать, что выбором...
читать

Развертки
В техническом черчении разверткой называется чертеж раскроя листового материала (например, железного листа). Такой раскрой необходим для того, чтобы, вырезав по нему листовой материал, путем дальнейшей обработки, в частности путем сгибания, получить нужную деталь. Следовательно, развертка не является чертежом детали, а лишь чертежом заготовки, необходимой для ее изготовления. Тем не менее чертеж, на котором показана развертка, может дать весьма полное представление о детали, для изготовления которой он выполнен.
читать


Известные художники
Васнецов Аполлинарий Михайлович
(1856-1933) Васнецов А.М. родился в 1856. Известный менее, чем его брат Виктор Васнецов, Апполинарий обладал самобытным дарованием. У него не было систематического художественного образования. Школой Васнецова .................
читать
Боголюбов Алексей Петрович
1824 – рождение Боголюбова А. П. – замечательного пейзажиста, не менее замечательного человека. Всю жизнь Боголюбов совершенствовал свое мастерство, вдумчиво, целеустремленно работал. Он оставил после ..................
читать
Варнек Александр Григорьевич
Варнек А.Г. родился в 1782. Он обучался в Академии (1795-1803), в портретном классе Щукина. Тут же он работал, окончив учебу, сначала помогал профессорам, потом преподавал самостоятельно. В 1810 Варнек получил звание .............

читать
Брюллов Карл Павлович
Брюллов К.П. родился в 1799. Это выдающийся исторический русский живописец, пейзажист, портретист, автор монументальных росписей, Член римской Академии Святого Луки, Пармской, Миланской академий, профессор Флорентийской, ............
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.

Warning: include(men_niz.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/perspektiva_v_zhivopisi.html on line 103

Warning: include(): Failed opening 'men_niz.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/perspektiva_v_zhivopisi.html on line 103