главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Пещерные «фрески»

    Отблески факелов или ламп, падавшие на пещерные «фрески», оживляли фигуры зверей, как оживляют гравировки на скальных берегах рек солнечные лучи. То, что большинство изображений выполнено на тесах, обращенных к югу, к солнцу, многократно течалось для самых разных памятников.
    Что касается онежских петроглифов, то в определенные часы дня грани камня на выбитых в граните силуэтах, омываемых водой, так играют под солнцем, что возникает иллюзия движущихся фигур. Он говорил в этом контексте даже об истоках кино4. Это, конечно, преувеличение. Но совершенно бесспорна теснейшая связь любых петроглифов со всем их природным окружением — солнцем, водой, выходами горных пород, покрывающей их растительностью.
    Отличие от станковых картин разительное. Те представляют собой замкнутый в себе мир. Сегодня их можно повесить так, завтра — иначе, послезавтра — послать на выставку в другой город, даже в другую страну. Для полноценного восприятия картин нужны и хорошее освещение, и продуманно выбранная точка обзора, но не игра света на их поверхности, не постоянный, насыщенный множеством природных элементов фон. При создании петроглифов помимо топографии скал важен был и характер слагающих их пород. Цвет их может быть серым и желтым, черным и белым, красноватым и синеватым. Нередко поверхность камня отполирована ветром или водой и покрыта блестящей корочкой — пустынным загаром. Древний художник и это все учитывал.
    Еще существеннее плотность материала. Твердые граниты и базальты, мягкие известняки и песчаники подсказывали каждый раз особую технику исполнения. В твердых породах фигуры с трудом выдалбливали, в мягких — легко вырезали или прополировывали. На слабо и сильно углубленных линиях и пятнах солнце играет неодинаково.
    
    И выбитые в граните ударами кварцевого отбойника силуэты карельских петроглифов, и прополированные в песчанике фигуры зверей в урочище Каменная могила под Мелитополем, и вырезанные кремневыми резцами контурные изображения северных оленей во французских пещерах — все это разные виды гравировок. Если же рисунки нанесены на камень краской, археологи говорят о живописи (иные из них, особенно плохо знакомые с искусством, противоестественно называют живописью даже гравировки)5. Этот термин к наскальным изображениям можно приложить только условно.
    Специфика живописи и графики заключается вовсе не в применении цвета в первом случае и в отказе от него — во втором, а в разном отношении к плоскости. Живопись дает иллюзию пространства, открытого окна, пробитой стены. Для этого и нужны рама, фон, придающий композиции глубину.
    Графика — искусство линии и контура, а не объема. Плоскостность, непроработанность фона, отсутствие четких границ присущи всем наскальным изображениям от палеолита до эпохи железа, доказывая их принадлежность к миру графики.
    Фрески навечно закреплены в одном положении. У картин всегда есть верх и низ. А лист с
    рисунком или гравюрой мы можем поворачивать и так, и сяк. Нет твердой ориентировки и у петроглифов, помещенных на потолке пещер или на горизонтальных выходах гранита в Карелии.
    Итак, резко противопоставлять красочные и гравированные изображения на камне при оценке их как памятников искусства нет оснований. И к тем, и к другим следует подходить как к произведениям графики. К этому надо добавить, что росписи выполнены одной краской, как правило, охрой. На поверхности скалы красная или желтоватая охра образовывала по сути дела такое же пятно, какое возникало при выбивании углубленного силуэта каменным отбойником или железным долотом.
    Только во Франции в конце палеолита, в период мадлена, появились полихромные росписи с применением красной, желтой и черной красок. Иногда с помощью цвета художники умели даже передавать объем фигур. Приближение к живописи в полном смысле этого слова налицо. Но в последующие эпохи достижения мадленцев развития не получили. Мезолитические, неолитические и более поздние росписи — плоскостные и монохромные.
    Из всего этого проистекает то, что при изучении художественного творчества первобытной эпохи отпадает одно из важнейших направлений искусствоведческого анализа — выяснение особенностей колорита, цветовой гаммы. Основным становится анализ сюжетов и их построения, специфики композиций, структуры интересующих нас памятников.
    Силуэтный рисунок имеет сплошную заливку контура, безразлично, идет ли речь о пятне охры или углублении на поверхности скалы. Контурный рисунок очерчен линией, а внутри не заполнен, линейный — строится из одних линий. Широко распространены изображения смешанного характера: например, туловище животного передано контуром, голова — силуэтом, а ноги — линиями. Встречаются контурные фигуры с заполнением отдельными, не образующими сплошной заливки элементами. Иногда это как бы обозначения ребер (так называемый «скелетный стиль»), иногда — заштриховка в клетку, иногда — точки, вроде «яблок» на теле лошади.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
35*2=


Другие статьи из раздела:

Палеолитические святилища
Каждая группа наскальных изображений живет долгой жизнью, растет и трансформируется, иногда весьма значительно. Если попытаться перейти к их содержанию, то, не претендуя на исчерпывающую полноту, можно указать на следующие...
Читать

Изображение сельской жизни в поздних работах Брейгеля
Из второстепенного мотива («Битва Поста и Масленицы», «Игры детей», «Хмурое утро») в поздних работах он превращается в почти аллегорическую фигуру («Крестьянская свадьба» и «Крестьянский танец»).
Читать



Известные художники

Ге Николай Николаевич
Ге Н.Н. родился в Воронеже в 1831. В конце восемнадцатого столетия прадед Николая Николаевича эмигрировал в России, жил в Москве. Детство Николая прошло в деревне. Потом он обучался в киевской гимназии. Окончив ее, Ге поступил в Киевский университет. Оттуда он перешел в Петербургский университет. ...
читать
Герасимов Сергей Васильевич
Герасимов С.В. родился в 1885. Одаренный живописей, мастер книжной иллюстрации, график, прирожденный педагог, Сергей Васильевич реализовал во всех этих творческих сферах свой талант. ...
читать
Гинцбург Илья Яковлевич
Гинцбург И.Я.родился в 1859. Живя в Вильно, Гинцбург в раннем возрасте стал увлекаться вырезанием различных фигурок, предметов из точильного камня. 1-ые работы Ильи увидел Антоколоский, .................
читать

Русское искусство начала XVIII века

Жемчужины русского дворцово-паркового строительства XVIII в.
На берегах Невы одно против другого были сооружены увенчанные башнями здания Кунсткамеры (архитекторы Г. Маттарновн, Г. Кьявери и М. Г. Земцов) и Адмиралтейства, первоначально деревянного, затем многократно перестраивавшегося. ...
Читать


Новое в русской архитектуре XVIII в.
В старой столице — Москве — в начале XVIII века строили количественно гораздо меньше, чем в Петербурге, но зато здесь было создано несколько сооружений замечательной красоты. Их архитектура явственнее, чем петербургская, связана...
Читать
Карло Бартоломео Растрелли
Российская скульптура начала XVIII века в основном связана с архитектурой. Для украшения соборов, дворцов и парков требовалась в первую очередь монументально-декоративная скульптура.
Читать

 


НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
 
 
Тональные отношения
Чтобы изобразить предметы правдиво, передать их материальные качества и пространственное удаление на плоскости, недостаточно только лишь светотеневой лепки объемной формы, передачи градаций ее светотени. Очень важным фактором, от которого зависит правдивое изображение предметов натурной постановки, является...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/peszernie_freski.html on line 135

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/peszernie_freski.html on line 135