главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Американцу не вернут коллекцию плакатов, отобранную у его отца нацистами

Германия не вернет американцу Петеру Захсу (Peter Sachs) коллекцию плакатов, отобранную у его отца нацистами. Таково постановление берлинского апелляционного суда, куда немецкое правительство обратилось после того, как в начале прошлого года Захс был признан законным владельцем произведений.
Собрание, насчитывающее более четырех тысяч плакатов, оценивается в 4,5 миллиона евро (6,3 миллиона долларов). До войны оно считалось самой значительной коллекцией плакатов в мире. Оно хранится в Немецком историческом музее. Судьи подтвердили, что плакаты принадлежат Захсу, но заявили, что он не может требовать реституции.
«Теперь немецкое правительство должно спросить у себя, хочет ли оно держать при себе имущество, которое по закону принадлежит наследнику жертвы Холокоста, — говорит адвокат Захса Маттиас Друба (Matthias Druba). — Представляете, если бы они сказали: “Это не мое, но я оставлю это у себя”. Решение [cуда] не освобождает [правительство] от обязанности поступать по совести».
Германия является одним из 44 государств, подписавших в 1998 году так называемые Вашингтонские положения о конфискованном нацистами искусстве. Согласно этому документу, власти стран обязуются тщательно исследовать провенансы находящихся в публичных собраниях «спорных» работ, публиковать о них информацию и призывать законных владельцев обращаться за ними, а также сделать свои архивы доступными для публики. Вашингтонские положения не имеют юридической силы, но их невыполнение может не очень хорошо сказаться на имидже государства.Американцу не вернут коллекцию плакатов, отобранную у его отца нацистами
Захс возмущается тем, что большинство плакатов из собрания его отца «прозябают» в обширных хранилищах музея и выставляются очень редко. Представители музея отвечают, что плакаты являются неотъемлемой частью музейной коллекции, насчитывающей 80 тысяч предметов. По их словам, даже те плакаты, что находятся в хранилищах, вовсе не лежат всеми забытые — их исследуют научные сотрудники. Но Захса эти объяснения не удовлетворяют.
Несколько лет назад американец уже пытался отвоевать плакаты у музея, но правительственная комиссия во главе с бывшей судьей Конституционного суда Юттой Лимбах (Jutta Limbach) отклонила его иск. Главным аргументом комиссии было то, что в 1961 году отец Захса, Ханс, получил от правительства Западной Германии компенсацию в 225 тысяч марок (около 50 тысяч долларов по тогдашнему курсу). В своем письме к другу он отметил, что считает компенсацию вполне адекватной. По словам адвоката Гэри Озена (Gary Osen), получая эти деньги, коллекционер думал, что все его собрание было украдено или уничтожено в годы войны (ему сообщили, что советские солдаты заворачивали в его плакаты колбасу и рыбу!). К тому же были прецеденты, когда музеи отдавали наследникам произведения, за которые уже была выплачена компенсация, — в обмен на ее возврат.
Ханс Захс родился в 1881 году. Свою коллекцию он начал собирать еще в школе. Он основал журнал под названием Das Plakat и общество поклонников плакатного искусства, а также устраивал выставки и выступал с лекциями. Захс коллекционировал афиши выставок, фильмов, кабаре, а также пропагандистские плакаты и рекламу различных товаров — очень редкие отпечатки, выпущенные небольшим тиражом. В его собрание входили произведения Анри де Тулуз-Лотрека (Henri de Toulouse-Lautrec), Альфонса Мухи (Alphonse Mucha), Жюля Шере (Jules Cheret), Василия Кандинского. 9 ноября 1938 года, во время печально знаменитой «Хрустальной ночи», Ханс Захс был арестован. Его отправили в концлагерь Заксенхаузен, расположенный к северу от Берлина. Гестаповцы сообщили ему, что министр пропаганды Геббельс хочет экспонировать его коллекцию, в то время насчитывавшую более 12 тысяч плакатов, в Музее Третьего рейха.
К счастью, собиратель пробыл в концлагере всего две недели — его супруга раздобыла британские визы, и Захс был отпущен на свободу. Вскоре он с женой и 14-месячным сыном уехал в Соединенные Штаты. Захсу удалось вывезти из страны несколько плакатов Тулуз-Лотрека, которые он был вынужден продать, чтобы прокормить семью. На родине коллекционер работал зубным врачом (в число его клиентов входили многие известные люди, например Альберт Эйнштейн), и в Америке ему удалось вернуться к профессии.
В 1966 году Захс узнал, что некоторые плакаты из его собрания находятся в одном из музеев Восточной Германии. Он не раз обращался туда с письмами, просил показать ему плакаты или привезти их на выставку в США, но власти неизменно отвечали ему отказом. Коллекционер умер в 1974 году, так и не увидев своих сокровищ. А в 2005 году его сын, пытаясь разыскать «выжившие» номера журнала Das Plakat, cовершенно случайно узнал о том, что плакаты входят в собрание Немецкого исторического музея.
Когда Петер Захс обратился в суд впервые, он потребовал у музея вернуть ему все плакаты из собрания отца. Во втором иске, поданном в марте 2008 года, был упомянут только один — афиша к фильму «Белокурая Венера». Но представители музея заявили, что этот плакат не входит в их коллекцию. Тогда Захс заявил, что хочет вернуть плакат к сатирическому журналу Simplissimus, который создал известный художник Томас Теодор Хайне (Thomas Theodor Heine). Работу ему вернули. Так был создан прецедент: если отдали одно произведение, то со временем можно отвоевать и другие. Но, как мы видим, немецкая Фемида распорядилась иначе. Впрочем, Захс и его адвокаты сдаваться не собираются — Маттиас Друба утверждает, что если Германия не «поступит по совести», то они и дальше будут предпринимать попытки вернуть плакаты, пусть даже им придется обращаться в Конституционный суд.
Берлинские судьи пока не опубликовали причины своего решения. Один из судей, Райнер Буллинг (Rainer Bulling), заявил, что у наследников Ханса Захса была возможность потребовать реституции плакатов сразу после воссоединения Германии, но почему-то они это не сделали.
Георг Хойбергер (Georg Heuberger), представитель Конференции по вопросам материальных претензий евреев к Германии, сказал, что дело Захса вообще не должно было рассматриваться в суде — если бы немецкое правительство стремилось соблюдать Вашингтонские положения, то оно бы договорилось с наследником полюбовно.

 

 

 

Интересные статьи

Энтони Гормли. Горизонт событийЭнтони Гормли. Горизонт событий
С 26 марта по 15 августа 2010 известный британский скульптор Энтони Гормли представляет в Нью-Йорке свой проект «Горизонт событий». Гормли - сторонник уличного, а не музейного искусства. читать все


Состояние знаменитой Состояние знаменитой "Герники" Пабло Пикассо признали "стабильно серьезным"
Группа реставраторов, обследовавшая знаменитую картину Пабло Пикассо "Герника", хранящуюся в мадридском Национальном центре искусств королевы Софии, признала состояние полотна "серьезным, но стабильным" и призвала не вывозить его за пределы музея.
читать все



Материал в картинках

Эдуард Мане (1832-1883)



Передвижники



Пабло Пикассо (1881-1973)


Камиля Писарро (1830-1903)




НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
Большая часть материала взята "Большая серия знаний" - Изобразительное искуство © ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005