главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Пленительный гротеск. Амико Аспертини

    Новый этап болонского искусства все больше и все неизбежней связывается с той группой бродячих, беспокойных художников, с той «богемой», которые если не оседают в Альби (Прованс), где они причудливо расписывают целый готический собор (не та же ли судьба ждала и собор Сан Петронио?), то продолжают кочевать вдоль всего Апеннинского хребта, словно почтовые голуби, несущие вести о новых эстетических достижениях тех неспокойных лет. Таковыми были Рипанда и Пирри, добиравшиеся до Неаполя, таковым был в особенности бродячий мастер Амико Аспертини.
         То, что искусствоведение обычно отмахивается от наследия Аспертини как от чего-то случайного, не имевшего последствий, является небрежностью в рассуждениях, худшей, чем самое крупное заблуждение! Анекдотическое истолкование Вазари (почти что в духе Саккетти), принятое и в современной критике, исходит от маньериста-практика, каким был Вазари, считавшего себя, однако, носителем особого, по крайней мере с технической точки зрения, классицизма (и убежденного, что тем самым он принес в Болонью свет цивилизации) в отличие от маньеризма Аспертини, в высшей степени романтического и к тому жеотносящегося к «варварскому» и неупорядоченному Северу.
    Но Аспертини является подлинным художником, и бледно-фиолетовый лик святого Фредьяно в Лукке, являющийся средоточием тонких и неожиданных находок, — лучшее тому доказательство. Аспертини является подлинным первооткрывателем новых земель, своего рода болонским Филиппино или Кранахом.
    Когда в начале века он возвращается в Болонью, потрясенный созерцанием огромных богатств Пинтуриккьо в залах папы Борджа и умудренный дельными и глубокими советами Филиппино Липпи, он приступает к знаменитой большой картине эпохи своего ученичества, которая хранится в вашей пинакотеке и которая, несмотря на «засилье» Франчи в Болонье, выполнена в совершенно иной манере. И не будь потемнения тонов, осыпания и вспучивания красочного слоя, насколько прекрасней была бы эта своеобразная картина, написанная почти как гимн Меркурию, с ее шпалерами фигур, над которыми сгущаются тени!
    Это, конечно, гротеск, но этим не исчерпывается ее суть. Напротив, от этой картины лежит прямой путь к патетике, к тому, что станет (но насколько же раньше у Аспертини появляется все это!) духовным содержанием маньеризма в творчестве столь элегически настроенных живописцев, каковыми были намного более молодые, чем Аспертини, Беккафуми, Россо, Понтормо и Содома.
    После того как мы воздали должное Аспертини, ярому защитнику новых духовных тенденций уже в самом начале XVI века и живописцу, являвшему собой прямой контраст легковесному оптимизму Франчи, может показаться, что Болонья, вплоть до появления Карраччи, не может противопоставить ничего достойного невероятным чудесам Корреджо в Парме и несравненной, хотя и упадочнической грации Пармиджанино. Конечно, если бы Франча был предтечей
    Рафаэля, как все считают, то болонские рафаэлиты должны были бы выйти на первое место в Италии. И если уж вспоминать Джакомо Франчу, Раменги, Франкуччи и Пупини, то лишь для того, чтоб показать, что в своих стараниях в чем-то приблизиться к классике они невольно подчас преуспевают в создании внешне более убедительных и, следовательно, более «ломбардских» пассажей, чем вдохновлявший их образец. Но пассажи эти сами по себе мало что значат. По правде говоря, наиболее разумным поборником классических форм, которого знала Болонья в первые десятилетия XVI века, был венецианец Джироламо да Тревизо.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
65-1=


Другие статьи из раздела:

Мифологические сюжеты Джорджоне
Композиция алтарного образа из Кастельфранко итальянского мастера была далеко не революционной: в какой-то мере это лишь замена старого и возвышенно-перспективного образца Беллини изысканно-декоративным построением — средним между овальным и пирамидальным, весьма распространенным и традиционным для...
читать

Венецианская школа живописи
Венеция со своей манерой письма «мадонн» веками сохраняла культурное господство в восточном Средиземноморье: сквозь орнаментальную, почти восточную вязь их композиционных построений нет-нет да пробьется необычайно смелый поворот фигуры, отвесно ниспадающий рукав одежды или более плавный ритмический мотив. ...
читать



Известные художники

Леонардо (1452-1519)
Самый выдающийся гений Возрождения, Леонардо, занимает особое положение. Он был больше чем художник и архитектор — пытливый ум и неуемное любопытство позволили ему сделать важные открытия и нововведения в столь разных сферах, как инженерное...
читать
Дюрер (1471-1528)
Дюрер родился в Нюрнберге (Германия) в семье ювелира и учился в мастерской отца. Однако ранний талант в сочетании с любопытством, честолюбием и тягой к странстви­ям заставил его порвать со средневековыми традициями Северной Европы. Поездки в...
читать
Брейгель (1568-1625)
Идя по стопам отца и старшего брата, которые в свое время были успешными художниками, Ян Брейгель достиг не меньшего величия. Его отец Питер Брейгель Старший славился сво­ими пейзажами и работами на сюжеты из сельской жизни. Он умер вскоре...
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Наблюдательная перспектива
Создавая рисунок или живопись предметов натурной постановки, художник исходит из тех данных, которые он получает зрением. Зрительный образ предметов натуры несколько отличается от действительной их формы и цвета и по размерам, и по цветовым характеристикам. Поэтому с самого начала необходимо выяснить...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/plenitel_nii_grotesk_amiko_as.html on line 116

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/plenitel_nii_grotesk_amiko_as.html on line 116