главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

«Покорение Сибири Ермаком»

    Проблема «герой и народ», волновавшая Сурикова, в полный рост встала пред ним в этот период. С полным пониманием роли выдающейся исторической личности Суриков показывает единство народа и героя. Это особенно заметно в картине «Покорение Сибири Ермаком» (1895, Государственный Русский Музей). В ней как бы оживают страницы героического прошлого русского народа. В 1581 году на далеких просторах сибирской земли, недалеко от впадения реки Тобол в Иртыш, произошла легендарная битва казацкого отряда Ермака с полчищем татарского хана Кучума.
    
    В работе над образом Ермака Суриков, несомненно, опирался на народные представления об этом герое. Он прекрасно знал народные песни и легенды о нем. Облик Ермака в картине — это обобщенный облик народного героя, в котором реальные черты сливаются с былинными поэтическими чертами русских богатырей.
    С величайшим тактом и предельной объективностью подошел Суриков и к созданию образов татарского воинства. Он сумел почувствовать и передать красоту и национальное своеобразие их лиц, одежды, головных уборов.
    Блестящее композиционное мастерство, свойственное всем работам Сурикова, с особой очевидностью проявилось и в этой картине. Ему удалось, показав не более сотни людей, создать впечатление ожесточенной, решительной битвы двух войск.
    Осенний сибирский день, пасмурное небо, глинистый обрывистый берег, коричнево-серая холодная вода Иртыша усиливают суровое, грозное звучание темы и подчеркивают героизм отряда Ермака, борющегося не только с многочисленным воинством Кучума, но и с чуждой сибирской природой, которая встает перед ним во всей своей угрюмой дикости и неприветливости.
    Низко нависло серое, свинцовое небо с плывущими облаками. На мутных холодных волнах Иртыша происходит сражение. Слева, на лодках,— казаки, дружинники Ермака. Они неудержимо устремились вперед, оттесняя войска Кучума к высокому обрывистому берегу. Медленно, беспорядочно отстреливаясь, отходит по воде татарское воинство. Свистят стрелы, натянуты луки, но казацкие струги, окутанные пороховым дымом, неудержимо врезаются в войска татар. Отчаянное сопротивление татар ожесточает казаков.
    Повороты стволов ружей и пушек в сторону татар, всеобщая устремленность казаков вперед усиливают в целом впечатление единства отряда Ермака, его могучего целеустремленного движения.
    В самой гуще казачьего отряда под сенью знамен, руководя боем, стоит Ермак. Тускло поблескивают на нем металлические латы, из-под островерхого шлема сурово и спокойно смотрит он в сторону врага. Левую руку Ермак протянул вперед, как бы увлекая казаков на бой. Рядом с Ермаком — его первый помощник, есаул Кольцо. В противоположность Ермаку с его сдержанностью и спокойствием он весь порыв, движение.
     «Главное в картине — движение, храбрость беззаветная, покорные слову полководца идут»,— пишет Суриков. Слово полководца доходит не только до сознания, но и до сердца каждого воина.
    Композиция картины своеобразна. Суриков впервые смело и удачно применил построение по вертикали, причем наверху художник сознательно краем полотна срезал горы, внизу пропасть тоже срезана, и этот срез гор создает ощущение огромной высоты и вместе с тем бездны, открывающейся перед взором солдат. Стремительное движение солдат подчеркивается направлением их ружей и пушек, вертикалями острых торчащих льдин, уходящих ввысь гор и, наконец, эффектным изобразительным приемом наложения краски длинными вертикальными мазками.
    Картина решена на сочетании темно-лиловых, зеленоватых, синих цветов пейзажа и солдатских шинелей, среди которых тускло поблескивают кивера, барабан, пушки. Как непохоже это суровое, сдержанное по тону полотно на многоцветную, сияющую яркими и звучными красками «Боярыню Морозову»! И это изменение композиции, колорита было обусловлено иным содержанием, иным творческим замыслом художника.
    В этой картине, так же как и в «Покорении Сибири Ермаком», две стихии встречаются—грозная и суровая стихия дикой природы и непобедимая могучая народная стихия. Как Ермак неразрывно связан с народом, так и Суворов слит с солдатской массой.
    Пять лет работал художник над этим полотном. Чтобы понять и прочувствовать переживания солдата, чтобы проникнуться духом суворовских походов, Суриков в 1897 году едет в Швейцарию и решает сам пройти по всему маршруту, с риском для жизни спускаясь в пропасть, взбираясь на горы и ледники.
    Этот момент стремительного движения, найденный им в самой жизни, и определил композицию «Перехода Суворова через Альпы».

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
100/2=


Другие статьи из раздела:

«Меншиков в Березове»
Петровская эпоха продолжала волновать Сурикова и после окончания картины. В его воображении рождался уже замысел другой картины «Меншиков в Березове (1883, Третьяковская Галерея), посвященной одному из крупнейших сподвижников и соратников Петра — Меншикову. И это не было случайностью. Суриков неоднократно встречал...
читать статью

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Третья большая историческая картина Репина отличается от предыдущих. Это знаменитое историческое полотно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878—1891, Государственный Русский Музей), в которой художник героем картины сделал народ, отстаивающий свою свободу и независимость. В основе этой работы —...
читать статью



Известные художники

Верещагин Василий Васильевич
Верещагин В.В. родился в Череповце (1842) в семье помещика. В восемь лет родители отдали Василия в кадетский Малолетний корпус. Окончив его (1853), он перевелся в морской кадетский Петербургский корпус. ....
читать
Вирсаладзе Симон Багратович
Вирселадзе С.М. родился в 1908, в Тбилиси. Свою будущую профессию (театральный художник) он начал осваивать в Тифлисской АХ. Затем Вирселадзе продолжил обучение в московском ...
читать
Гинцбург Илья Яковлевич
Гинцбург И.Я.родился в 1859. Живя в Вильно, Гинцбург в раннем возрасте стал увлекаться вырезанием различных фигурок, предметов из точильного камня. 1-ые работы Ильи увидел Антоколоский, .................
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Тональные отношения
Чтобы изобразить предметы правдиво, передать их материальные качества и пространственное удаление на плоскости, недостаточно только лишь светотеневой лепки объемной формы, передачи градаций ее светотени. Очень важным фактором, от которого зависит правдивое изображение предметов натурной постановки, является...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/pokorenie_sibiri_ermakom.html on line 115

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/pokorenie_sibiri_ermakom.html on line 115