главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Полиптих с «Мадонной делла Мизерикордия». Пьеро делла Франческа

    Полиптих с «Мадонной делла Мизерикордия», исполнение которого было поручено Пьеро в 1445 году его земляками — монахами монастыря, посвященного той же Мадонне, нуждается в некоторых уточнениях как с точки зрения авторства, ибо некоторые его части, похоже, не принадлежат мастеру даже по рисунку, так и с хронологической точки зрения, поскольку Пьеро, как нам представляется, неоднократно прерывал свою работу над ним.
    При исполнении этого заказа художнику приходилось считаться с еще средневековыми вкусами заказчика. Монастырь требовал, чтобы, прежде всего, фигуры в алтаре были изображены на золотом фоне, символизировавшем нематериальный мир в духе канонов, унаследованных от византийцев, согласно которым создавались иконы всего треченто. К тому же в соответствии с требованиями треченто на этом фоне необходимо было развернуть представительно-симметрическую композицию.
    У Пьеро фигуры святых с их умеренной простотой как бы спокойно контрастируют С мощным потоком света, льющимся навстречу зрителю от золотого фона. Они подобны башням на фоне медно-красного заката и чудесно сливаются с золотым задним планом. К тому же благодаря архитектонике полиптиха, сделанного в форме ритмично повторяющихся дуг, святые Пьеро располагаются как бы под арками залитого солнцем портика, построенного Альберти, становясь таким образом символом и мерой храма именно в том смысле слова, в каком пространственный ешр1ит»! устанавливался и строился античными жрецами, так как при ближайшем рассмотрении эти двухмерные фигуры оказывались включенными в находящееся позади пространство, придавая таким образом трехмерность всей композиции.
         Однако это не относится в одинаковой мере ко всем фигурам. В некоторых из них, напротив, явно преобладает не стремление к трехмерности, а плоскостность, схожая с решениями Мазаччо, что, вероятно, вызвано тем, что святые эти созданы на первоначальном этапе работы Пьеро над полиптихом — этапе, который, возможно, предшествовал даже работе над «Крещением».
    В «Благовещении» ангел от внешнего порыва к движению переходит к более статической позе, подчеркнутой и размеренной теневой цезурой, проходящей от пояса вверх и вниз через все его одеяния, переливающиеся серовато-голубоватыми оттенками. Движение его фигуры находит свое продолжение в прекрасно оконтуренных и окрашенных в красный цвет сапожках ангела. Та же четкость свойственна и его лицу, которое, хотя и дано в профиль, образует вместе с небольшой копной волос чудесный силуэт, так что профиль как бы повторяется дважды из-за того, что глазная впадина и губа дополнительно подчеркиваются изогнутой тенью.
    Лицом к ангелу стоит дева Мария, словно замурованная в огромное платье цвета мальвы и светло-голубую накидку. Она твердо стоит на двух маленьких, пунцового цвета ножках, одна из которых выступает вперед и потому округлена из-за перспективного сокращения, другая, заостренной формы, дана в боковом ракурсе. Можно было бы поспорить, насколько прочно столь малое основание для такой большой фигуры.        
    Среди этих четырех образов помещено другое, несколько большее изображение, возвышающееся в центре полиптиха и представляющее «Распятие с предстоящими Марией и Иоанном».
    Ясно также, что после относительной симметрии «Крещения» он сознательно подчинил свою композицию центрально-симметрическому и ритмическому принципу, легко поддающемуся символическому толкованию. Золотой фон, навязанный художнику благочестивыми заказчиками, еще больше усиливал этот символизм. В целом весь образ богоматери обретает таинственную суровость иконы или предмета языческого поклонения, для которого избрана форма, воплощающая несокрушимую устойчивость, которую египтяне использовали в качестве символа непреходящей вечности.
    И все же под иконографичностью и симметричной центричностью композиции крылась более глубокая закономерность, смысл которой наверняка не доходил до благочестивой братии. Смысл этот мы уловили в нише, сооруженной Браманте в Ватикане и образованной здесь распахнутым плащом Марии, в запечатленной по законам трехмерного пространства свободе жестов обоих предстоящих в доске верхнего ряда с «Распятием», в той атмосфере световой естественности (словно растворяющей тени в некой «солнечной субстанции» и придающей цветовым пятнам минеральных красок максимальную прозрачность и блеск), которая как бы разлита по картине, — словом, в преобразовании вещей по законам красоты. Вспомним оттенки переливов граната в одеянии мадонны и в мантии святого Иоанна; все оттенки синего цвета; пронизанные солнцем лаки в одеждах заказчиков; серые тона, словно подцвеченные лазурью; черные и лилово-синие краски, образующие темные тени. Изображение головы Пресвятой Девы с совершенным овалом лица, уподобляющим ее Изиде, богато разнообразными оттенками на свету и в тени, и зритель невольно замечает всю тонкость освещенного солнцем уха и красоту ее плата.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
65-1=


Другие статьи из раздела:

Мифологические сюжеты Джорджоне
Композиция алтарного образа из Кастельфранко итальянского мастера была далеко не революционной: в какой-то мере это лишь замена старого и возвышенно-перспективного образца Беллини изысканно-декоративным построением — средним между овальным и пирамидальным, весьма распространенным и традиционным для...
читать

Раннее творчество Пьеро делла Франческа
Первые дошедшие до нас произведения Пьеро подтверждают факты, которые мы попытались восстановить исходя из гипотезы о его пребывании во Флоренции в период между 1430 и 1440 годами.
читать


Детальная информация просечновытяжной лист у нас на сайте.

Известные художники

Леонардо (1452-1519)
Самый выдающийся гений Возрождения, Леонардо, занимает особое положение. Он был больше чем художник и архитектор — пытливый ум и неуемное любопытство позволили ему сделать важные открытия и нововведения в столь разных сферах, как инженерное...
читать
Дюрер (1471-1528)
Дюрер родился в Нюрнберге (Германия) в семье ювелира и учился в мастерской отца. Однако ранний талант в сочетании с любопытством, честолюбием и тягой к странстви­ям заставил его порвать со средневековыми традициями Северной Европы. Поездки в...
читать
Брейгель (1568-1625)
Идя по стопам отца и старшего брата, которые в свое время были успешными художниками, Ян Брейгель достиг не меньшего величия. Его отец Питер Брейгель Старший славился сво­ими пейзажами и работами на сюжеты из сельской жизни. Он умер вскоре...
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Наблюдательная перспектива
Создавая рисунок или живопись предметов натурной постановки, художник исходит из тех данных, которые он получает зрением. Зрительный образ предметов натуры несколько отличается от действительной их формы и цвета и по размерам, и по цветовым характеристикам. Поэтому с самого начала необходимо выяснить...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/poliptih_s_madonnoi_della_miz.html on line 116

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/poliptih_s_madonnoi_della_miz.html on line 116