главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Портретная живопись. Русские и западноевропейские мастера

    Художники-импрессионисты обращали внимание на то огромное значение, которое имеют использование теплых и холодных цветов. Света холодные, тени теплые, или наоборот. Сила этого противопоставления настолько велика, что в некоторых портретах О. Ренуара голова моделируется не столько тоном, сколько отношениями розового и голубого (например, «Портрет актрисы Самари», 1878).
    
    Доказательством того, что любые трудности в искусстве преодолимы, может служить гениальный «Портрет Беатрисы дЭсте», написанный Леонардо да Винчи абсолютно в профиль.
    Смысл композиции со срезанными краями понятен: создается впечатление громадности, силы; предмет как бы перерастает края фриза или архитектурной вставки.
    В «Портрете Г. А. Долгорукова» (1780-е гг.) Д. Левицкий перед лицом, повернутым в три четверти, оставлено несколько больше фона, чем позади. Основная вертикаль ничем не нарушена, она усиливает строгость образа.
    Художники давно установили, что есть постоянство в изменениях цвета человеческого лица, в том, как окрашены отдельные его части. Лоб всегда желтоват, нос чуть холоднее, лиловее, щеки розоватые, шея желтая — независимо от загара и возрастных изменений.
    Вероятно, среди моделей окажутся и светлые лица и более насыщенные по цвету, и красноватые, и желтоватые; лица, более или менее одноцветные, и лица с резко разграниченными цветными областями. Такое «многоцветное лицо» написал И. Е. Репин в «Портрете М. П. Мусоргского».
    Подготовительный этюд Д. Веласкеса к «Портрету папы Иннокентия X» позволяет сравнить набросок и законченную картину гениального автора. В наброске есть то же движение, та же конструкция головы и та же характеристика, что и в портрете. В законченной картине форма проработана более точно, голова построена более симметрично, площадь изображения расширена.
    И в академических портретах и в классических часто брали фон средний по тону между тоном освещенной и теневой частями лица. Рядом со световой частью лица фон утемняли, а рядом с теневой частью головы — усветляли. Это очень распространенный прием, примером которого может быть назван великолепный «Автопортрет» О. Кипренского (ок. 1808 г.). Здесь тональная разница в частях фона справа и слева от головы очень заметна.
    На портрете цыганки Ф. Хальса тональность фона тоже разная, но интенсивность изменений не столь велика. И Ван Дейк и Веласкес пользовались этим приемом. А на пастелях Розальбы Р. Карьера возникает даже что-то похожее на сиянье.
    Плоскости лица, обращенные вверх и вниз, тоже всегда разнятся по тону и цвету.
    Как правило, нижние плоскости теплее верхних, потому что иол обычно красноватый, а потолок обычно белый, не говоря о цвете одежды и об изменениях локального цвета тела.
    Есть полутона, «одевающие» и обволакивающие каждую форму по ее краю, весь объем в целом и все детали, каждую в частности. Сочетание этих полутонов, нахождение их цвета и тона составляют живопись головы в прямом свете. В Третьяковской галерее висят работы: М. В. Добужинский «Человек в очках» (1905 — 1906), 3. Е. Серебрякова «Перед зеркалом» (1909) и многие другие картины, в которых применены контур и линия в живописном изображении человека.
    В «Портрете М. И. Лопухиной» (1797) В. Л. Боровиковского контуры лица размыты. Таким образом достигается мягкая лепка и повышается объемность формы.
    Размывка контура — не только прием: она как бы восстанавливает краевой полутон, невидимый на световой части, без которого очертания головы будут жесткими и плоскими. Многие художники и более позднего времени, например, И. Н. Крамской, сильно размывали контуры портретов.
    Обращаясь к картинам мастеров, мы увидим, что разные части лица пишут по-разному. Те места, где отчетливо видны кости, например, лоб, пишут резче, суше. Там, где форма определяется только мышцами, например, рот, губы, пишут мягко, расплывчато.
    Портреты, написанные Пьеро делла Франческа и Вермеером Дельфтским, имеют целью передать обаяние юности, нежность и поэтичность, свойственные полудетскому возрасту. Портрет старого человека — это его биография и отношение к ней художника. Так написаны и «Папа Иннокентий X» (1650) Веласкеса, и «Кардинал-инквизитор Нино де Гевара» (1600 — 1601) Эль Греко, и портрет Н. И. Пирогова (1881) И. Е. Репина.
    Понимание натуры, толкование характера, отношение к человеку может быть различным, это закономерно. Совсем по-разному, например, выглядит Ф. И. Шаляпин на портретах В. А. Серова (1905) и К. А. Коровина (1905).

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
15+2=


Другие статьи из раздела:

Этапы развития портретного жанра
Чтобы писать одежду, художники издавна пользовались манекенами — в натуральный рост и уменьшенными. Для уменьшенных шили специальные костюмы. Манекены в натуру делали с множеством шарнирных суставов, выточенных из дерева, обтягивали их лайкой. Головы были из дерева или папье-маше. Манекен стоял на специальной стойке. ...
читать

Великое Возрождение: новые эстетические идеалы
Каждая страна и эпоха создает свои эстетические идеалы. И пластическая трактовка обнаженного тела должна строиться на закономерностях, взятых из окружающей нас жизни. Результаты будут тем убедительнее, чем больше мы будем узнавать в этюдах современных людей.
читать



Известные художники

Леонардо (1452-1519)
Самый выдающийся гений Возрождения, Леонардо, занимает особое положение. Он был больше чем художник и архитектор — пытливый ум и неуемное любопытство позволили ему сделать важные открытия и нововведения в столь разных сферах, как инженерное...
читать
Дюрер (1471-1528)
Дюрер родился в Нюрнберге (Германия) в семье ювелира и учился в мастерской отца. Однако ранний талант в сочетании с любопытством, честолюбием и тягой к странстви­ям заставил его порвать со средневековыми традициями Северной Европы. Поездки в...
читать
Брейгель (1568-1625)
Идя по стопам отца и старшего брата, которые в свое время были успешными художниками, Ян Брейгель достиг не меньшего величия. Его отец Питер Брейгель Старший славился сво­ими пейзажами и работами на сюжеты из сельской жизни. Он умер вскоре...
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Акварельная живопись
1.  В длительной работе акварельными красками не следует сразу перегружать бумагу краской, брать во всю силу темные места и загрязнять их. Лучшим способом ведения этюда акварелью для начальных упражнений можно считать постепенное продвижение от более светлых слоев до полного их звучания: все предметы покрывают...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/portretnaya_zhivopis_russkie_.html on line 115

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/portretnaya_zhivopis_russkie_.html on line 115