главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

«Последний день Помпеи». Карл Брюллов

    В драматическом решении тем, в изображении толпы в момент наивысшего напряжения, в динамичности композиции — во всем ощущалось веяние времени, атмосфера надвигающихся в Европе революционных событий. Начинается новый период развития исторической живописи, который может быть охарактеризован как романтический. Наиболее ярким представителем этого периода является Карл Павлович Брюллов..
    В русском искусстве найдется немного живописцев, которые при жизни пользовались бы такой популярностью и славой, как Брюллов. Художник яркого таланта, неиссякаемой жизненной энергии и удивительной требовательности к себе, он привлекал людей силой своего обаяния, блеском фантазии и большим темпераментом. «Великий Карл»—так называли его современники. Среди почитателей его искусства были Пушкин и Гоголь, Герцен и Чернышевский, датский скульптор Торвальдсен, бельгийский художник Лейс, английский романист Вальтер Скотт и французский писатель Стендаль.
    
    В 1833 г. Брюлловым была создана картина «Последний день Помпеи».  
    Страшное извержение вулкана Везувия обрушилось в 79 году нашей эры на город Помпею, находившийся на берегу Неаполитанского залива. Клубы пламени вырываются из раскаленного кратера. Черные, низко нависшие тучи прорезают ослепительные молнии. Падают статуи, рушатся здания, разливается горячая лава. Люди, пораженные страхом и ужасом, бегут из города, спасая родных и близких. Здесь нет и не может быть одного главного действующего лица. Несчастие уравняло всех, душевное благородство сделало всех героями.
    Справа, у стены гробниц, юноша бережно выносит на руках обессиленное тело своей невесты. На лице юноши отчаяние и ужас. Рядом пожилая женщина опустилась на мостовую. Сын убеждает ее подняться, покинуть вместе с ним город, мать отказывается.
    Изучая исторические материалы, связанные с гибелью Помпеи, Брюллов читал письма очевидца и современника этих событий, римского историка Плиния-младшего, который, описывая катастрофу, рассказывал и о переживаниях своей матери, не желающей покинуть город. «Моя мать стала умолять, убеждать, наконец, приказывать, чтобы я как-нибудь бежал, юноше это удастся, она, отягощенная годами я болезнями, спокойно умрет, зная, что не оказалась причиной смерти. Я возразил, что останусь жить только с ней, взяв ее под руку, я заставил ее прибавить шагу...».
    Этот эпизод взволновал художника. Группа мать и сын, появившись в первоначальных эскизах, сохранилась и в окончательном варианте картины; ближе к центру другая группа — сыновья несут на плечах больного отца, разбитого параличом. В центре картины, на мостовой, лежит молодая женщина, волосы разметались по камням, рассыпались драгоценности... Богатая горожанка ехала с ребенком на колеснице. Разъяренные кони понеслись... Женщина упала на мостовую, выпустив из рук малыша.
    Муж и жена, закрывшись плащом, бегут, спасая детей. Ребенок постарше всем тельцем прижимается к матери. Далее группа — мать, обнимающая своих дочерей. Их лица, обращенные к небу, полны мольбы, отчаяния и надежды. Они не спешат покинуть город. Появление этой группы было подсказано Брюллову найденными при раскопках отпечатками тел матери и двух ее дочерей. На ступеньках храма, в левой части картины, мечется толпа — одни стремятся попасть в храм, другие с криком вырываются из него. Среди этих людей мы узнаем и самого Брюллова. Он изобразил себя под видом помпейского художника с ящиком красок на голове. Изучив историю гибели города, участвуя в раскопках, Брюллов настолько глубоко проник в смысл происходивших событий, что вполне мог представить себя их очевидцем...
    Картина «Последний день Помпеи» изображает неистовство пробудившихся стихийных сил природы, готовых уничтожить все живое, грандиозную катастрофу, обрушившуюся на город. Но несмотря на трагизм происходящего и возможную обреченность, люди в картине воистину прекрасны, исполнены благородных чувств. Бушующие стихии и смертельная опасность не уничтожили красоты человека, а, наоборот, выявили в нем необычайную духовную силу.
    «Его фигуры, — писал Н. В. Гоголь, — прекрасны при всем ужасе своего положения. Они заглушают его своей красотой... Брюллов первый из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства».
    Романтические черты выступали здесь в тесном единстве с элементами классицизма, что было характерно для большинства произведений 30-40-х годов. А для Брюллова это тем более естественно, что как художник он сложился под влиянием традиционных представлений и понятий предшествующего периода русской культуры. Именно поэтому композиция картины отличается строгой уравновешенностью, классическим чередованием планов, фигуры — четкой скульптурной лепкой формы. Общий ритм линий в этой картине выдержан Брюлловым с необычайной последовательностью. При внимательном рассмотрении полотна можно найти бесконечное разнообразие ритмических повторов жестов, движений, положений фигур. Язык жестов служил для Брюллова средством психологической характеристики изображенных. Например, чувства матери и сына раскрываются посредством жестов, поднятая рука старца убедительно говорит об охватившем его ужасе, но за известной условностью поз, жестов и драпировок сохранялись реальные жизненные наблюдения художника, пристальное изучение натуры.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
30+7=


Другие статьи из раздела:

Александр Иванов
Самым крупным явлением в русском искусстве XIX века и одновременно в исторической живописи 30-50-х годов было творчество Александра Андреевича Иванова.Александр Андреевич Иванов родился в семье художника. Его отец — Андрей Иванович Иванов был профессором Академии художеств, куда в возрасте одиннадцати лет был...
читать статью

«Степан Разин»
Над историческими композициями Суриков продолжал работать и в новом, XX веке. Зимой 1906-07 года на двадцать пятой передвижной выставке было показано полотно «Степан Разин» (1907, Государственный Русский Музей).
читать статью



Известные художники

Верещагин Василий Васильевич
Верещагин В.В. родился в Череповце (1842) в семье помещика. В восемь лет родители отдали Василия в кадетский Малолетний корпус. Окончив его (1853), он перевелся в морской кадетский Петербургский корпус. ....
читать
Вирсаладзе Симон Багратович
Вирселадзе С.М. родился в 1908, в Тбилиси. Свою будущую профессию (театральный художник) он начал осваивать в Тифлисской АХ. Затем Вирселадзе продолжил обучение в московском ...
читать
Гинцбург Илья Яковлевич
Гинцбург И.Я.родился в 1859. Живя в Вильно, Гинцбург в раннем возрасте стал увлекаться вырезанием различных фигурок, предметов из точильного камня. 1-ые работы Ильи увидел Антоколоский, .................
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Тональные отношения
Чтобы изобразить предметы правдиво, передать их материальные качества и пространственное удаление на плоскости, недостаточно только лишь светотеневой лепки объемной формы, передачи градаций ее светотени. Очень важным фактором, от которого зависит правдивое изображение предметов натурной постановки, является...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/poslednii_den_pompei_karl_bry.html on line 116

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/poslednii_den_pompei_karl_bry.html on line 116