главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Поздние произведения

    Обычно Василий Андреевич не писал сложных психологических портретов, давая лишь небольшую характеристику модели. Своим ученикам мастер говорил: «...Кто же любит в жизни смотреть на сердитые, пасмурные лица? Зачем же передавать полотну неприятное, которое останется без изменений, зачем производить тяжелое впечатление, возбуждать тяжелые воспоминания в любящих этого человека? Пусть они видят его и помнят в счастли­вую эпоху жизни».
    

    Портрет А.. А. Сапожникова. 1852
    
    В начале 1850-х небывалая популярность Тропинина сошла на нет. В богатую Москву стали приезжать на заработки многие столичные и зарубежные портретисты, которые предлагали свое искусство де­шевле да и работали быстрее, чем пожилой художник. Но привычка к ежедневному труду не позволяла Василию Андреевичу оставить кисть. Он про­должал писать, пробовать различные варианты пор­третных композиций, стараясь соперничать с ма­стерами салонного направления. Поэтому в модном духе выполнен «Портрет Н. И. и Н. М. Бер» (1850, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск). Благородные господа представ­лены в роскошных одеждах и свободных позах на фоне богатого антуража собственного дома. Мраморная скульптура пухлого ангелочка, ваза с цве­тами, бархатная драпировка, восточный ковер на полу — все эти элементы парадной обстановки при­званы не столько показать состоятельность заказ­чиков, сколько продемонстрировать мастерство художника, столь реалистично передавшего убранство комнаты.
    Тропинин и на склоне лет желал оставаться вер­ным своим принципам изображения счастливой жизни портретируемых. Картина «Девушка с горш­ком роз» (1850, Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени, Москва) представляет собой жанровую сценку. Молодая служанка, прижимая к себе горшок с цветущей розой, забирает со стола поддон и игриво смотрит на зрителя. Милое, чуть смущенное лицо, открытый взгляд, гладко за­чесанные волосы и статная фигура девушки, а также крупные розовые бутоны на фоне темного колори­та комнаты передают непосредственность и живость юной особы и, безусловно, романтически припод­нятое настроение всего полотна.
    Помимо молодой и цветущей жизни художник все чаще стал изображать на своих картинах пожилых женщин. Обычно моделью для таких произведений служила супруга мастера Анна Ивановна. Воз­можно, через эти образы Тропинин стремился передать свои размышления о быстротечности жизни, неминуемой старости и смерти. Например, в кар­тине «Старуха с курицей (Портрет жены художни­ка (?)» (1856, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) представлена пожилая женщина, кото­рая с печальной улыбкой смотрит прямо перед со­бой, словно вспоминая чтото, и задумчиво гладит курицу. Реалистично переданы морщинистая кожа на лице, шее и руках героини, ее поношенная ветхая одежда. Это произведение вызывает щемящее чув­ство жалости и горечи и в то же время наполнено покоем и выражает смирение перед неизбежностью и земным порядком бытия.
    

    Старушка с курицей. Портрет жены художника(?). 1956
    
    Тропинины более тридцати лет снимали жилье на втором этаже одного и того же дома; когда Анна Ивановна серьезно заболела, в цокольной части устроил свою лавку гробовщик. Тогда супруги задумали переехать, но на новую квартиру в Замоскво­речье Тропинин отправился уже без жены, только с сыном: 30 сентября 1855 Анна Ивановна Тропинина скончалась. Ее портреты мастер завершал по памяти.
    Арсений Васильевич окружил отца заботой и вниманием. Все друзья престарелого художника с радостью отмечали, как красив и уютен новый дом, на­полненный цветущими растениями, собаками, кош­ками и поющими канарейками. Но Василий Андре­евич только грустно отмахивался — все не то, и «две­ри не те». На старой квартире входная дверь была сплошь исписана знаменитыми людьми: «Был Вита­ли», «Заходил Брюллов», «Был Алябьев», «Приходил Брюллов, никого не застал». И все это — свидетель­ства бурной и интересной жизни мастера. Но Тро­пинин почти не творил.
    Василий Андреевич ненадолго пережил свою любимую супругу. 3 мая 1857 художника проводи­ли в последний путь сын, друзья, ученики и много­численные почитатели таланта портретиста. Тропинина похоронили на Ваганьковском кладбище в Москве.
    Живописец прожил долгую творческую жизнь и создал большое количество портретов современников, исходя из эстетических идеалов своей эпохи. В конце жизни в произведениях Василия Тропинина проявились верность натуре и аналитический взгляд на мир, в результате чего он оказался у истоков самостоятельного направления в русском искусстве, получившего название критический реализм, которое впоследствии развили выпускники Московского училища живописи, ваяния и зодчества — Василий Григорьевич Перов и Николай Васильевич Неврев (1830-1904). Таким образом, Тропинин, имевший непосредственное отношение к организации в Москве этого демократически настроенного художественного образовательного учреждения, оказал огромное влияние на творчество всех после­дующих поколений великих русских живописцев.


Другие статьи из раздела:

Выдающиеся произведения
Став академиком, Тропинин вернулся в дом графа Моркова, откуда забрал своих пока еще крепостных родных и переехал в маленькую квартирку с мастерской близ Волхонки. Там он в свои сорок семь лет наконец начал жизнь свободного профессионально­го художника. Известный портретист не стал обзаводиться шикарным домом с лакеем и горничной. Васи­лий Андреевич, его жена Анна...
читать

Долгожданная воля
1821 семья графа Моркова переехала на посто­янное жительство в Москву. Тропинин, проживший здесь во время войны несколько месяцев, восстановил многие прерванные знакомства с коллегами. А после того как в 1819 страстный коллекционер русского ис­кусства и издатель знаменитых «Отечественных запи­сок» Павел Петрович Тугой-Свиньин рассказал о нем на страницах своего...
читать


Известные художники

Воробьев Максим Никифорович
Воробьев М.Н. родился в 1787. Он был сыном солдата, который дослужился до унтер-офицера, но нанявшегося после отставки в АХ смотрителем. Тут же получил образование Максим Никифорович. В 1798 го зачислили в архитектурный класс. Им руководил Тома де Томон. В 1809 Воробье закончил класс пейзажной живописи в АХ.
читать
Венецианов Алексей Гаврилович
Венецианов А.Г. родился в 1780 в столице, в купеческой семье. Его отец, Венецианов Гаврила Юрьевич, в церковных книгах значился греком, московским купцом. На рубеже семнадцатого – восемнадцатого столетий семья Венециановых переехала в Болгарию, затем в Нежин, оттуда – в столицу. Гаврила Юрьевич торговал ягодными кустами, ягодами для варенья, тюльпанными луковицами, видел Алексея...
читать
 Васнецов Виктор Михайлович
Васнецов В.М родился 1848 г. В деревенском доме семьи Васнецовых сочетались различные уклады жизни. Каждый вечер здесь рисовали, читали много журналов, книг, посвященных астрономии, естественным наукам. Отец, бабушка художника владели акварелью. Первым учителем рисования Виктора был его отец. Васнецов В.М. с детства проникся красотой народного искусства, поэзией поверий, преданий, народных...
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.

Warning: include(men_niz.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/pozdnie_proizvedeniya.html on line 102

Warning: include(): Failed opening 'men_niz.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/pozdnie_proizvedeniya.html on line 102