Прекрасная Анжела — 1889

"В этот период его живопись немного пугала", — вспоминала Мари-Анжелик Сартр, которая позировала для "Прекрасной Анжелы". Изобразительная манера Гогена стала к этому времени настолько непривычной и авангардной, что многие современники воспринят этот портрет в штыки, а сама модель, Анжелик Сартр, отказалась его принять. Портрет был продан только два года спустя, на распродаже работ Гогена в отеле Друо перед его отъездом на Таити. Картину купил Дега — большой ценитель Гогена.
Как и "Видение после проповеди", "Прекрасная Анжела" знаменует следующий этап в процессе становления синтетизма (синтетизм также называли клуазонизмом, от французского слова, обозначающего "перегородчатую" эмаль).
В портрете, который Гоген в этот период считал своей лучшей картиной, он еще больше отдаляется от описательного реализма, господствующего в европейском искусстве времен Ренессанса. Гогена вдохновляли японские картины. Круг, с помощью которого женщина отделена от украшенного цветами фона, заимствован у Хиросигс и Хокусая.
Патетическая поза натурщицы, отсутствие мимики, почти карикатурное упрощение черт лица, напыщенный костюм, — все это напоминает то ли византийскую живопись, то ли какого-нибудь языческого божка.

Примитивизм в изображении женщины подчеркивает расположенная рядом с ней перуанская статуэтка.
"Женщина чем-то немного напоминает молодую корову, — писал об этом портрете Тео Ван Гог, — но в ней столько свежести и простоты, что на нее приятно смотреть..."
Неудивительно, что портрет не понравился Мари-Анжелик Сартр, которая считалась самой красивой женщиной в Порт-Авене и рассчитывала увидеть совершенно иное изображение!
Еще одна работа, датированная 1889 годом, — "Свинарка" — принадлежит к серии бретонских пейзажей и является одной из наиболее совершенных картин Гогена.
Накладывающиеся широкими слоями цвета придают этому полотну сходство с японской живописью. Глядя на эту картину, начинаешь понимать, что декоративная абстрактность Гогена несет в себе необыкновенный источник энергии и идей для художников XX века.
Картина отдает чувственностью, с которой Гоген рисовал маленькую бретонку, вяжущую спицами, с характерным чепчиком на голове. " Пытаюсь передать в этих лицах дикость, которую я вижу в них и которая находится вомне".
— писал Гоген в письме к Ван Гогу.
Японская гравюра неотделима от японской поэзии: трехстиший хокку и пятистиший танка. Гравюрами было принято украшать нишу токонома — средоточие красоты в доме. Графическое изображение часто дополнялось иероглифической записью стихотворения. Перед гравюрой ставился изысканный японский букет — икебана.
Чтение стихов, любование цветами и живописью, а также предметами материальной культуры — чашками, чайничками — было неизменной составляющей чайной церемонии, во время которой участники отрешались от всего бытового, мелочного и приобщались к прекрасному.