главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Предельное изящество фигур. Франческо Приматиччо

    И все же между повергающей нас порой в смущение возвышенной чувственностью Корреджо и подчас слишком лапидарной и засушенной элегантностью Пармиджанино нашлось место для еще одного болонца, который, конечно, достоин лаврового венка как один из великих живописцев XVI века, чьи известность и слава, однако, не слишком велики, ибо до сих пор в отношении его не был вынесен, как это полагалось бы сделать, окончательный приговор, основанный на достоинствах его творений. Речь идет о Франческо Приматиччо.
    Одно из его наиболее крупных художественных созданий — галерея Улисса в Фонтенбло эпохи Возрождения — было разрушено в 1736 году, а то немногое, что осталось от бывших там росписей, было испорчено и вконец загублено неумелыми реставраторами XIX века. Но, может быть, когданибудь здесь, в Болонье, будет устроена выставка многочисленных сохранившихся рисунков Приматиччо, являющихся подготовительными набросками для его великих творений.
    В окрыленной, прелестной фантазии Приматиччо, у которого мягкость Корреджо и грация Пармиджанино вновь обретают природную ясность и незамутненную чистоту, как в прозрачных и легких настенных росписях, столь удававшихся мастеру. Человек, нашедший в себе силу передать такие свои видения, как «Танец часов» или «Хоровод ангелов, несущих звезду волхвов» в капелле Гизов, несомненно, имеет право занять достойное место на Олимпе итальянского чинквеченто.
    
    И было бы нелепо оспаривать это право на том лишь основании, что, вместо того чтобы утвердить свой гений у себя на родине, художник с такой силой проявил себя за ее пределами, во Франции, что способствовал превращению французов с их готическим до того искусством в нацию с современными, неолатинскими вкусами.
    Кто может сказать, как велика заслуга не только Полифила и Монтеня, но и Приматиччо, населявшего кельтский лес Фонтенбло дриадами и фавнами, а не калибанами и ариэлями, в том, что французы начиная с XVI века и по сей день считают себя нашими единокровными братьями? Того самого Приматиччо, который выступает т рппш при создании культурной «Филаусонии», о которой говорится в диалогах Этьена, Приматиччо, который облагораживает французский вкус тем содержанием, тем esprit1, который состоит из удачного сплава элегантности и общительности и который в дальнейшем приведет к несравненной легкости dix-huitième2, всегда считавшейся чисто французским порождением?
    Не было лучшего способа приблизиться к новому великому этапу развития болонской живописи, чем освободиться от влияния (в чем как раз и состояла заслуга Карраччи) агонизирующего маньеризма бесчисленных Фонтана, Самакини и Калваэрта. Но и в период засилья маньеризма стоит бросить взгляд на таких неуемных и беспокойных, сродни Микеланджело, гигантов, как Тибальди.
    Конечно, это не сверхчеловеки, с ними можно помериться силами, зная, из какого теста они сделаны и где находится их ахиллесова пята. Еще одного взгляда заслуживают изумительные «натюрморты» Пассаротти, которые и сейчас не спасовали бы перед картинными видами ваших рыбных рынков. Все это свидетельствует о том, что и в Болонье, не вдруг и не сразу, эти художники в какой-то мере способствовали зарождению тех подспудных, неясных тенденций, которые с течением времени должны были привести к возникновению «живописи с натуры» Микеланджело да Караваджо.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
40*2=


Другие статьи из раздела:

Итальянский Проторенессанс
Гротеск, к которому сознательно обратились поздний Джунта Пизано, «Мастер святого Франциска», Коппо ди Марковальдо и близкий ему по манере автор «Ада» во флорентийском баптистерии (хотя, быть может, это одно и то же лицо), свидетельствует о желании этих художников довести до крайней экспрессивности весь набор...
читать

Формирование художественной манеры Пьеро делла Франческа
Во Флоренции, примерно с 1435, а может быть, с 1430 года мы могли бы повстречаться с молодым подмастерьем Пьеро. Поскольку речь идет о человеке, поднявшемся до необычайных высот художественного мастерства, не ограничимся установлением его контактов с современниками, а постараемся узнать о его отношении к старым...
читать



Известные художники

Леонардо (1452-1519)
Самый выдающийся гений Возрождения, Леонардо, занимает особое положение. Он был больше чем художник и архитектор — пытливый ум и неуемное любопытство позволили ему сделать важные открытия и нововведения в столь разных сферах, как инженерное...
читать
Дюрер (1471-1528)
Дюрер родился в Нюрнберге (Германия) в семье ювелира и учился в мастерской отца. Однако ранний талант в сочетании с любопытством, честолюбием и тягой к странстви­ям заставил его порвать со средневековыми традициями Северной Европы. Поездки в...
читать
Брейгель (1568-1625)
Идя по стопам отца и старшего брата, которые в свое время были успешными художниками, Ян Брейгель достиг не меньшего величия. Его отец Питер Брейгель Старший славился сво­ими пейзажами и работами на сюжеты из сельской жизни. Он умер вскоре...
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Наблюдательная перспектива
Создавая рисунок или живопись предметов натурной постановки, художник исходит из тех данных, которые он получает зрением. Зрительный образ предметов натуры несколько отличается от действительной их формы и цвета и по размерам, и по цветовым характеристикам. Поэтому с самого начала необходимо выяснить...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/predel_noe_izyaszestvo_figur_.html on line 115

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/predel_noe_izyaszestvo_figur_.html on line 115