главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя (1746-1828)

Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя (1746-1828)

Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя (1746-1828)

    Испанский живописец и график. Оригинальный стиль формировался под влиянием итальянского барокко и — позднее — рококо. Моралистичность некоторых работ художника можно отнести к эпохе Просвещения. Учился живописи в Сарагосе, путешествовал по Италии. В Мадриде работал над картонами для ковров королевской мануфактуры, изображая повседневные занятия испанцев, их труды и досуг («Игра в пе-лоту», «Игра в жмурки»).
    В начале 1780-х годов прославился как непревзойденный портретист («Семья герцога Осуна», «Портрет Исабель Кобос де Порсель»). Подлинным выражением гордого и романтического испанского духа стал серебристо-черный колорит многих портретов. В эти годы Гойя становится членом мадридской Академии художеств, позднее — ее директором. Он удостаивается звания придворного живописца и «первого живописца короля».
    Однако почести не могут заслонить от художника бесчеловечное политическое устройство современной ему Испании, где свободу и достоинство личности унижают церковники и вельможи. Свой ужас перед деспотичным устройством общества Гойя выражает в серии фантастических офортов «Капричос». Аллегория и правда причудливо сочетаются в них, являя образы одновременно страшные и прекрасные.
    Агрессия Франции против Испании не оставила художника равнодушным, подвигнув на создание серии офортов «Бедствия войны» и монументальных исторических полотен («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»). Художник протестовал не только против конкретных случаев истребления человека человеком, но и против насилия вообще. В 1819 году Гойя приобретает дом, где живет до 1823 года. Место его пребывания получает название «Дом Глухого», так как мастер теряет слух, а с годами — и зрение. Стены Кинто дель Сордо художник покрывает росписями, в которые вкладывает свое понимание жизни и кошмары, терзающие его разум. Диким ужасом веет от сюжета «Сатурн, пожирающий своих детей».
    Конец жизни, скрываясь от гнева правительства и инквизиции, Гойя проводит во Франции.
    «Капричос» (1797-1798). Серия из восьмидесяти офортов была создана в 1797-1798 гг. «Капричос» в переводе с испанского означает «игра воображения», «фантазия». Однако воображение Гойи отталкивается от вполне реальных человеческих странностей и пороков, разоблачая суеверия, трусость, тщеславие. Самым известным листом «Капричос» является офорт «Сон разума порождает чудовищ». В его герое мы можем узнать самого художника, опустившего лицо на стол с разбросанными листами бумаги. Уснул ли он? Изнемог ли в борьбе с ужасами жизни? Летучие мыши и совы подстерегли момент физической и духовной слабости и слетаются на свой ужасный пир.
    В «Капричос» добро и зло противостоят друг другу, но в неповторимой гротескной манере Гойя изображает торжество зла. Старуха кокетливо улыбается зеркалу, не замечая, что похожа на саму смерть; попугай проповедует с церковной кафедры перед впавшими в фальшивый экстаз обезьяноподобными святошами («Какой златоуст!»); безобразные сводни затягивают в мир продажной страсти юных красавиц. В «Капричос» необычайно сильно антиклерикальное (противо-церковное) направление, протест против ханжества. Это вызвало ожесточение инквизиции.
    «Какое мужество!» (из серии «Бедствия войны», 1810-1820). Смерть, голод, грабеж, разбой — вот жестокие реалистические темы серии офортов «Бедствия войны». Романтическим подъемом, героикой выделяется среди прочих работ офорт «Какое мужество!».
    Спиной к зрителю повернута фигура молодой женщины, стройной и грациозной, облаченной в легкое белое платье. Это — героиня франко-испанской войны Агостина Сарагосская. В 1880 году она заменила у пушки погибших артиллеристов. Агостина лаконичным эффектным жестом подносит к запалу пушки зажженный фитиль.
    Характерна для Гойи не сразу заметная, жестокая и реалистичная деталь — невысокая женщина, чтобы достать до запала, вынуждена встать на трупы погибших артиллеристов.
    «Портрет королевской семьи» (1800). По заказу испанского короля Карла IV Гойя создал парадный портрет королевской семьи. На первый взгляд, портрет действительно парадный. Прекрасно передано великолепие нарядов, блеск драгоценностей, лучащийся шелк, тяжелая парча, жемчужное сияние кружев. И это великолепие еще больше оттеняет нравственное и физическое убожество знати. Болезненный румянец пылает на индюшином лице короля. Нос королевы Марии-Луизы напоминает клюв хищной птицы, губы злобно поджаты. Чопорность и враждебность королевской семьи словно замораживают все остальные фигуры на этом портрете. Даже в детских личиках если и есть что-то естественное — так только испуг и смущение.

 


Последние статьи нашего сайта

Искусство собирать искусство. "Супер-коллекционер" Чарльз Саатчи рассказывает о своих открытиях 
Некогда один из самых успешных рекламистов, а ныне галерист, влиятельнейший коллекционер и специалист по поиску молодых и потенциально ультрамодных художников, Чарльз Саатчи - человек непубличный. Однако в сентябре 2009 года издательство Phaidon выпустит книгу "My Name Is Charles Saatchi And I Am An Artoholic" ("Меня зовут Чарльз Саатчи, и я искусствоголик"), из которой можно почерпнуть массу интересного о мире современного искусства и собирательства. Избранные реплики Саатчи из книги опубликовал еженедельник The Observer.  
читать

Китайcкие эксперты едут искать похищенные ценности по всему миру 
Китай намерен отправить группы экспертов в музеи США, Европы и Азии в поисках похищенных сокровищ китайского искусства.
читать

Музей искусств в Техасе приобрел самое раннее из сохранившихся творений Микеланджело 
Честь представить широкой публике самое раннее творение великого итальянского скульптора, живописца, архитектора и поэта Микеланджело Буонарроти (1475-1564) досталась США.  
читать

 

Найдена неизвестная ранее картина Питера Брейгеля-младшего
Неизвестная ранее картина знаменитого голландского художника Питера Брейгеля-младшего (1564 - 1638) найдена в Нидерландах во время съемок телепередачи "Между искусством и кичем" в находящемся в городе Энсхеде Государственном музее "Твенте".  
читать


НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
Большая часть материала взята "Большая серия знаний" - Изобразительное искуство © ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005