главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Пространство у Джотто

    Художественная критика, обычно столь благоволящая к примитивистам, за редкими исключениями и с явной неохотой обращалась к своеобразнейшему случаю двух «оптических обманок» в падуанской капелле Скровеньи (точнее говоря, на плоскостях триумфальной арки, где снизу вверх идут противостоящие друг другу «Иуда, получающий мзду за предательство» и «Посещение Марией Елизаветы», двухчастное «Благовещение» и венчающая арку сцена «Всевышний, посылающий к деве Марии архангела Гавриила»). Здесь Джотто по обе стороны от проема, ведущего к апсиде, написал два готических интерьера, обрамленных снизу изображением прямоугольных плит. В каждом из этих живописных пространств мы видим лишь высокие голые стены, выложенные плитами разнородного мрамора, сводчатый потолок с нервюрами, из центра сплетения которых свисает массивный спиралеобразный кованый светильник с плошками для масла, да узкое стрельчатое окно, глядящее в небо. И ни одной фигуры.
    В ходе дальнейших критических исследований все, казалось бы, склоняло к мысли о том, что роль первооткрывателя таинственного смысла двух джоттовских фрагментов принадлежит Ринтелену, немало потрудившемуся, чтобы внести ясность в этот вопрос в своей известной книге, увидевшей свет в 1912 году.
     «Отойдя от привычных приемов сопоставления, — пишет Вейгельт, — художник пришел тем самым к мягкой иллюзорности, растворив эти два звена соединительной цепочки в воображаемом духовном мире, окутанном спокойным светом каждодневной действительности». И тотчас же, словно речь шла о сущем пустяке, автор переходит к другому вопросу.
    Если бы даже это была пауза, хотя она никак не соотносится с написанными выше сценами «Иуда, получающий мзду за предательство» и «Посещение Марией Елизаветы», тогда чем же можно объяснить то, что оказавшиеся свободными два пространства на алтарной стене художник решил заполнить именно столь необычным образом, а не каким-либо плоским орнаментом?
    Наконец, в 1951 году Тоэска заострил вопрос о «перспективных» решениях Джотто в ассизских росписях в своем капитальном труде «Треченто»: «Хотя в капелле Скровеньи дель Арена в Падуе, как, впрочем, и в церкви Санта Кроче во Флоренции, Джотто пренебрегает архитектурными деталями, которые в Ассизи обрамляли фрески в перспективном плане, он все же следует законам перспективы как таковой, чуть ли не бросая вызов связанным с нею проблемам, что уже можно было видеть в ассизской сцене «Погребение святого Франциска», и рисует по обе стороны от клироса две открытые арки с висящими светильниками сложной формы, создавая при этом полную иллюзию перспективы».
    Бесспорно, здесь мы имеем дело с самой передовой позицией в критических исследованиях, и нам необходимо придерживаться ее, коль скоро мы хотим понять глубокий смысл, заложенный в этих двух падуанских фрагментах.
    Всякий, кто станет в центре капеллы, то есть в той точке, откуда можно объять одним взглядом всю алтарную стену с проемом, ведущим к апсиде, тотчас удостоверится в этом и зримо ощутит, как два изображенных пространства словно «просверливают» насквозь толщу стены, стремясь слиться с самой архитектурой капеллы. Эффект их подлинности подкрепляется двумя готическими арками, стремящимися к общему центру, который лежит на продольной оси архитектурного построения, то есть в «реально» существующей глубине апсиды. Созданию такого эффекта способствует внутренний свет, исходящий из центра и распространяющийся от него в противоположных направлениях по двум рисованным пространствам, обволакивая даже изображенные колонки и стрельчатые проемы двух окон; этому же способствует внешний свет неба, который заполняет оконные проемы не «абстрактным» ультрамарином, а белесоватой голубизной, дополняемой дневным (подлинным) светом, льющимся из окон в самой апсиде. Иллюзия настолько сильна, что кажется — вот-вот пролетит стремглав стая ласточек, которые обычно селятся под крышей соседней церкви Эремитани (причем это будут уже не условные пичуги, которых можно видеть, скажем, на фреске «Проповедь птицам» в Ассизи).
    Одним словом, пользуясь методом, который позднее получит наименование «парного обрамления», Джотто изобразил на боковых сторонах алтарной стены две тайные часовенки, и, судя по высоте изображенного на них свода, их основание должно совпадать с покрытием пола самой капеллы.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
15+2=


Другие статьи из раздела:

Мифологические сюжеты Джорджоне
Композиция алтарного образа из Кастельфранко итальянского мастера была далеко не революционной: в какой-то мере это лишь замена старого и возвышенно-перспективного образца Беллини изысканно-декоративным построением — средним между овальным и пирамидальным, весьма распространенным и традиционным для...
читать

Опыты с перспективой. Джотто ди Бондоне
Вполне очевидно желание художника прибегнуть к тому, что мы называем «игрой перспективы» (в которой обыгрывается лишь то, что доступно разуму). С полным основанием можно заключить, что Джотто уже обладал пониманием перспективы.
читать



Известные художники

Леонардо (1452-1519)
Самый выдающийся гений Возрождения, Леонардо, занимает особое положение. Он был больше чем художник и архитектор — пытливый ум и неуемное любопытство позволили ему сделать важные открытия и нововведения в столь разных сферах, как инженерное...
читать
Дюрер (1471-1528)
Дюрер родился в Нюрнберге (Германия) в семье ювелира и учился в мастерской отца. Однако ранний талант в сочетании с любопытством, честолюбием и тягой к странстви­ям заставил его порвать со средневековыми традициями Северной Европы. Поездки в...
читать
Брейгель (1568-1625)
Идя по стопам отца и старшего брата, которые в свое время были успешными художниками, Ян Брейгель достиг не меньшего величия. Его отец Питер Брейгель Старший славился сво­ими пейзажами и работами на сюжеты из сельской жизни. Он умер вскоре...
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Наблюдательная перспектива
Создавая рисунок или живопись предметов натурной постановки, художник исходит из тех данных, которые он получает зрением. Зрительный образ предметов натуры несколько отличается от действительной их формы и цвета и по размерам, и по цветовым характеристикам. Поэтому с самого начала необходимо выяснить...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/prostranstvo_u_dzhotto_dc.html on line 118

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/prostranstvo_u_dzhotto_dc.html on line 118