Художественная критика, обычно столь благоволящая к примитивистам, за редкими исключениями и с явной неохотой обращалась к своеобразнейшему случаю двух «оптических обманок» в падуанской капелле Скровеньи (точнее говоря, на плоскостях триумфальной арки, где снизу вверх идут противостоящие друг другу «Иуда, получающий мзду за предательство» и «Посещение Марией Елизаветы», двухчастное «Благовещение» и венчающая арку сцена «Всевышний, посылающий к деве Марии архангела Гавриила»). Здесь Джотто по обе стороны от проема, ведущего к апсиде, написал два готических интерьера, обрамленных снизу изображением прямоугольных плит. В каждом из этих живописных пространств мы видим лишь высокие голые стены, выложенные плитами разнородного мрамора, сводчатый потолок с нервюрами, из центра сплетения которых свисает массивный спиралеобразный кованый светильник с плошками для масла, да узкое стрельчатое окно, глядящее в небо. И ни одной фигуры.
В ходе дальнейших критических исследований все, казалось бы, склоняло к мысли о том, что роль первооткрывателя таинственного смысла двух джоттовских фрагментов принадлежит Ринтелену, немало потрудившемуся, чтобы внести ясность в этот вопрос в своей известной книге, увидевшей свет в 1912 году.
«Отойдя от привычных приемов сопоставления, — пишет Вейгельт, — художник пришел тем самым к мягкой иллюзорности, растворив эти два звена соединительной цепочки в воображаемом духовном мире, окутанном спокойным светом каждодневной действительности». И тотчас же, словно речь шла о сущем пустяке, автор переходит к другому вопросу. Если бы даже это была пауза, хотя она никак не соотносится с написанными выше сценами «Иуда, получающий мзду за предательство» и «Посещение Марией Елизаветы», тогда чем же можно объяснить то, что оказавшиеся свободными два пространства на алтарной стене художник решил заполнить именно столь необычным образом, а не каким-либо плоским орнаментом? Наконец, в 1951 году Тоэска заострил вопрос о «перспективных» решениях Джотто в ассизских росписях в своем капитальном труде «Треченто»: «Хотя в капелле Скровеньи дель Арена в Падуе, как, впрочем, и в церкви Санта Кроче во Флоренции, Джотто пренебрегает архитектурными деталями, которые в Ассизи обрамляли фрески в перспективном плане, он все же следует законам перспективы как таковой, чуть ли не бросая вызов связанным с нею проблемам, что уже можно было видеть в ассизской сцене «Погребение святого Франциска», и рисует по обе стороны от клироса две открытые арки с висящими светильниками сложной формы, создавая при этом полную иллюзию перспективы». Бесспорно, здесь мы имеем дело с самой передовой позицией в критических исследованиях, и нам необходимо придерживаться ее, коль скоро мы хотим понять глубокий смысл, заложенный в этих двух падуанских фрагментах. Всякий, кто станет в центре капеллы, то есть в той точке, откуда можно объять одним взглядом всю алтарную стену с проемом, ведущим к апсиде, тотчас удостоверится в этом и зримо ощутит, как два изображенных пространства словно «просверливают» насквозь толщу стены, стремясь слиться с самой архитектурой капеллы. Эффект их подлинности подкрепляется двумя готическими арками, стремящимися к общему центру, который лежит на продольной оси архитектурного построения, то есть в «реально» существующей глубине апсиды. Созданию такого эффекта способствует внутренний свет, исходящий из центра и распространяющийся от него в противоположных направлениях по двум рисованным пространствам, обволакивая даже изображенные колонки и стрельчатые проемы двух окон; этому же способствует внешний свет неба, который заполняет оконные проемы не «абстрактным» ультрамарином, а белесоватой голубизной, дополняемой дневным (подлинным) светом, льющимся из окон в самой апсиде. Иллюзия настолько сильна, что кажется — вот-вот пролетит стремглав стая ласточек, которые обычно селятся под крышей соседней церкви Эремитани (причем это будут уже не условные пичуги, которых можно видеть, скажем, на фреске «Проповедь птицам» в Ассизи). Одним словом, пользуясь методом, который позднее получит наименование «парного обрамления», Джотто изобразил на боковых сторонах алтарной стены две тайные часовенки, и, судя по высоте изображенного на них свода, их основание должно совпадать с покрытием пола самой капеллы.
|