главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Прозревающий невидимое. Эль Греко (1541-1614)

Прозревающий невидимое. Эль Греко (1541-1614)

Прозревающий невидимое. Эль Греко (1541-1614)

    Испанский художник греческого происхождения. Эль Греко — испанское прозвище художника, настоящее имя которого Доменико Теотокопули. Родился на острове Крит, принадлежавшем тогда Венецианской республике. Несколько лет провел в Италии, обучаясь живописи в Венеции и Риме. В 1577 году Теотокопули переезжает в Испанию, где в буквальном смысле «приходится не ко двору»: его представленная на суд короля картина «Мученичество святого Маврикия» не понравилась Филиппу II, и художник покидает Мадрид, чтобы поселиться в бывшей столице Испании — Толедо. Там он создает значительные картины на библейские сюжеты: «Апостол Андрей и святой Франциск Ассизский», «Апостолы Петр и Павел», «Сошествие Святого Духа». Одной из самых значительных работ художника считается «Погребение графа Оргаса». Тонкое понимание человеческой натуры, стремление к выявлению значительных, благородных душевных и интеллектуальных качеств проявляются в портретах Эль Греко («Портрет аристократа», «Портрет инквизитора»). В последние годы мировоззрение художника становится все более трагическим, что отражается в его работах. В монументальном полотне «Лаокоон» гибнут не только отец и его сыновья — в этой работе, где все страшно разобщены в предсмертных мучениях, прочитывается предвестие гибели мира. Великий ВИЗИОНер. Творчество Эль Греко обладает столь выраженной индивидуальностью, что его работы, пусть даже ранее неизвестные, узнаются с первого взгляда. Художнику была свойственна, говоря словами Марины Цветаевой, «безмерность в мире мер». Его творчество трудно отнести к какому-то определенному направлению в искусстве, в нем позднее эхо готики сочетается с предвидением экспрессионизма, избыточность барокко — с причудливостью маньеризма. Фигуры на его картинах странно деформированы: они колеблются, словно отражения в струящейся воде, и тянутся ввысь, словно пламя костра. Мастер создает особое пространство, где все зыблется, струится, переливается. Деформации Эль Греко строятся по его личным законам, диктуются его душевным состоянием и особым видением. Такая живописная манера будет воскрешена только через три столетия — гениальным новатором Пикассо. Многие исследователи называют Эль Греко мистиком и визионером — его внутреннему взору были доступны не внятные другим откровения, о которых он и рассказывал языком живописи. Религиозные сюжеты он трактует как сны, как чудесные видения, разворачивая их действие не только на земле или на небе, но и в некой духовной среде, расположенной между двумя сферами — земной и небесной.
    Один из его современников охарактеризовал Эль Греко так: «Это великий живописец, произведения которого достойны вечной славы, но этот особенный мастер всегда шел по своему пути». «ВИД ТолеДО» (1610-1614). Толедо — старая столица Испании. Художник поселился там после того, как был отвергнут королем Филиппом II. Образ города был сам по себе исполнен фантастической странности и мистической загадки. Расположенный на каменистом плато, над обрывистым берегом реки Тахо, город словно возносился ввысь — к небесам. Дворцам Толедо были присущи черты мавританской архитектуры, необычной для взгляда европейца была архитектура синагог и мечетей, которые к тому времени были обращены в христианские храмы. Весь облик города располагал к раздумьям, глубокой сосредоточенности, мистическим откровениям.
    Ночной «Вид Толедо», находящийся в нью-йоркском музее Метрополитен, поражает небывалым мятущимся освещением. Призрачные вспышки света не имеют одного реального источника. Город с мощными средневековыми зданиями и взметающимися вверх башнями словно парит между призрачным небом, где смешались темные и светлые массы облаков, и сумрачными деревьями на переднем плане. Контраст между волнением и покоем создается смелыми цветовыми контрастами и необычайными ракурсами.
    Толедо стал духовной родиной художника, он не раз возвращался к нему в своих работах — то же смятенное небо, те же башни и здания мы можем увидеть на заднем плане трагического полотна «Лаокоон». Несмотря на то что городской пейзаж вызывает ощущение чего-то фантастического, Эль Греко не отступает от реальности: жители Толедо узнавали на картинах свои дома и общественные здания.
    «ПОХОРОНЫ Графа Оргаса» (1586-1587). Картина представляет собой алтарный образ, написанный по просьбе священника Андреса Нуньеса для церкви Святого Фомы в Толедо.
    Под образом расположена каменная плита, на которой высечена надпись, излагающая легенду о чуде, происшедшем в XIV веке во время погребения кастильского вельможи. Граф Оргас пожертвовал церкви немалые суммы и высказал желание быть погребенным именно в ней. В 1312 году граф скончался. Во время церемонии похорон свершилось чудо: с небес спустились двое святых. Юный святой Стефан и седой блаженный Августин предали погребению тело графа Оргаса.
    Положение во гроб происходит при стечении друзей покойного. Это — испанские идальго, моделями для изображения которых Эль Греко избрал своих современников — друзей и знакомых. В верхней части картины, замкнутой полукругом, происходит небесное действо. В момент положения во гроб на небесах душу умершего принимают ангелы и представляют ее Богоматери и Христу. Это небесное видение из всех присутствующих на похоронах способен узреть только священник, что заметно по его лицу. Темные сдержанные тона нижней части противопоставлены сияющему колориту верхней, небесной, части.
    Объединяют земное и небесное действа святые, чьи золотые ризы контрастируют с темными одеждами испанских грандов и гармонируют с богатой цветовой гаммой небес. В левом углу картины — несколько обособленная от остальных персонажей — фигура маленького мальчика, значительным жестом привлекающего наше внимание к происходящему. Этот — сын Эль Греко. В этом грандиозном полотне художник соединяет мистическое видение и реальность, тоже пронизанную мистикой.
    «АПОСТОЛЫ Петр И Павел» (1614). Полотно находится в Эрмитаже (Санкт-Петербург).
    Пропорции фигур изменены, вытянуты вертикально — такой характерный для Эль Греко прием усиливает впечатление одухотворенности, напряженной духовной жизни апостолов. С проникновенным психологизмом передает художник два различных характера, два противоположных темперамента. Седовласый Петр задумчив, на его строгом лице с выдающимися скулами и впадинами щек читаются скорбь и сомнение. Пылкий проповедник Павел устремил горящий взор черных глаз прямо на зрителя, его рука властным жестом указывает на Евангелие, лежащее перед ним. Контрастируют облачения святых; сдержанный тон коричнево-зеленого плаща Петра как бы отступает вглубь перед агрессивно-красной накидкой Павла. Контрастируют жесты рук: умиротворяющий — Петра, жесткий и уверенный — Павла. Но более всего впечатляет то, что при всей разности Петр и Павел связаны глубинной общностью, верностью заповеданным идеалам, жертвенностью и человечностью.

 

 

Последние статьи нашего сайта

Искусство собирать искусство. "Супер-коллекционер" Чарльз Саатчи рассказывает о своих открытиях 
Некогда один из самых успешных рекламистов, а ныне галерист, влиятельнейший коллекционер и специалист по поиску молодых и потенциально ультрамодных художников, Чарльз Саатчи - человек непубличный. Однако в сентябре 2009 года издательство Phaidon выпустит книгу "My Name Is Charles Saatchi And I Am An Artoholic" ("Меня зовут Чарльз Саатчи, и я искусствоголик"), из которой можно почерпнуть массу интересного о мире современного искусства и собирательства. Избранные реплики Саатчи из книги опубликовал еженедельник The Observer.  
читать

Китайcкие эксперты едут искать похищенные ценности по всему миру 
Китай намерен отправить группы экспертов в музеи США, Европы и Азии в поисках похищенных сокровищ китайского искусства.
читать

Музей искусств в Техасе приобрел самое раннее из сохранившихся творений Микеланджело 
Честь представить широкой публике самое раннее творение великого итальянского скульптора, живописца, архитектора и поэта Микеланджело Буонарроти (1475-1564) досталась США.  
читать

 

Найдена неизвестная ранее картина Питера Брейгеля-младшего
Неизвестная ранее картина знаменитого голландского художника Питера Брейгеля-младшего (1564 - 1638) найдена в Нидерландах во время съемок телепередачи "Между искусством и кичем" в находящемся в городе Энсхеде Государственном музее "Твенте".  
читать

 


НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
Большая часть материала взята "Большая серия знаний" - Изобразительное искуство © ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005