Школа для начинающих
Методы создания формы
Как добиться успеха в учебной работе? Для этого есть множество способов.
Метод калькирования
Своеобразный прием рисования с применением прозрачной бумаги. Используется в основном при создании лаконичных зарисовок и подготовительных рисунков для живописи и композиции. Если задание выполняется в альбоме или блокноте, открывают его почти на середине. Смело компонуют, энергичными штрихами намечают конструкцию и характер натуры.
Когда на данной странице сделано все возможное, не теряя времени на стирание ошибочных линий и другие исправления, опускаем сверху следующий лист. Внимательно рассматриваем просвечивающийся первоначальный рисунок, обдумываем варианты его усовершенствования. Затем уверенно проводим необходимые штрихи и линии, наиболее ясно выражающие натуру и замысел художника, оставляя без внимания неправильные и второстепенные элементы. Если для завершения задания необходим еще один вариант, подкладываем под рисунок кусок плотной бумаги, чтобы просвечивающиеся с первого листа лишние линии не мешали, и опускаем новый лист. Этапов может быть сколько угодно — обычно 3— 4 — вплоть до последнего, где с минимумом ошибок реально добиться наилучших результатов.
Рисунок может быть линейным. Однако большинство карандашных работ тоновые. Изучение градаций светотени обычно проводится перед тем, как начать рисовать на бумаге. Калька наиболее пригодна для таких работ. Уникальным ее преимуществом — особенно при учебе — является то, что вы можете проверять изображение с другой стороны, четко видя неправильности, когда рисунок перевернут. Подобного эффекта можно добиться, отражая свою работу и объект натуры в зеркале,— способ обнаруживать недостатки, довольно часто практикуемый профессионалами.

А. Дюрер. Перспективное рисование. Рисунок. Около 1525 года. ГМИИ имени А. С. Пушкина. Схема получения проекции силуэта предмета на плоскости стекла. |
Метод «каракулей»
Хотя многое говорит в пользу правильного, шаг за шагом, изучения пропорций, вы заметите, что, выработав определенную легкость, можно рисовать сразу на окончательном листке. Для этого желательно использовать легкий пунктир или очень тонкие линии, чтобы обозначить основные пропорции. Художник, воспринимая натуру, выводит на бумаге нечто вроде каракулей, пока сквозь блуждающие линии не проглянет предмет. При этом смотрит чаще на натуру и лишь изредка и недолго — на рисунок. Когда определились пропорции, усиливаем линии, обозначающие формы, после чего ластиком стираем неправильные и лишние штрихи.
Метод «спиралей»
Иногда художники намечают рисунок с помощью быстрых спиралей. Они особенно полезны при изображении округлых форм — фруктов и овощей, бытовых предметов, также живой натуры.
Не нужно никаких специальных указаний, кроме следующего: рисовать подобным методом надо быстро и свободно.

Варианты линейных рисунков. Наброски, выполненные методом спиралей. |
Тоновой метод
Некоторые учащиеся слабо распознают форму, если она обозначена линейно. Для них любая часть предмета — прежде всего определенное тоновое пятно. Обучение рисованию контуром в таком случае не подходит. Мягкий карандаш, особенно неостро очинённый, поможет наметить светотень изображаемого объекта, его тонально-цветовую сущность. Предпочтительнее карандаш с толстым грифелем. Другой прекрасный инструмент — специальная призмовнд-ная графитная палочка. Такие карандаши делают из графита, угля, воска. Если их держать за бок, они покрывают бумагу удивительно быстро, а отточенный конец используется для уточнения деталей.
|