главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Раннее кватроченто в Италии: Витторе Карпаччо

    Карпаччо — художник повествовательный, он без устали — с этим нельзя не согласиться — постоянно о чем-нибудь повествует, но нить его повествования улавливается далеко не всегда. Многое, пожалуй, станет яснее, если будут установлены некоторые все еще окутанные тайной обстоятельства его юности. Небольшой алтарный образ из Виченцы «Мадонна с четырьмя святыми» принадлежит, вероятно, не Монтанье, а юному Карпаччо, творившему еще под влиянием Антонелло.
    Это произведение может уже кое-что для нас прояснить. «Успение Богоматери» из Лондонской национальной галереи, явно принадлежащее Карпаччо, несмотря на то, что оно подписано Джероламо Вичентино, позволит яснее представить некоторые другие особенности начальной поры творчества художника, учитывая, что в этот период он следовал манере Фуке. Ясно, что художественная манера Антонелло и сконцентрированное в картинах северян отражение окружающего мира одинаково привлекали юного художника. Когда под гравюрой Пелерэна, исполненной в первые годы XVI века, по-видимому, на основе рисунка Карпаччо, обнаруживаешь следующие почти каббалистические строфы: «Количество изображаемых предметов и расстояния между ними есть соотносимые величины», то задаешься вопросом, уж не девиз ли это самого Карпаччо.
    Вот и теперь, глядя на лондонское «Успение», трудно отделаться от впечатления, что суть изображенной здесь сцены — в плавном повороте вокруг воображаемой оси: так бывает, когда, стоя в гондоле с поднятыми из воды веслами, видишь, как тень, падающая от причала, незаметно движется к тебе, скользя по недвижному зеркалу воды.
    Не знаю, сможет ли публика разобраться в творчестве Карпаччо на основе трех картин, представленных на выставке, хотя речь идет о шедеврах или об остатках шедевров. Обе так называемые «Куртизанки» и в своем нынешнем виде представляют определенный этап в развитии творчества Карпаччо, но они, несомненно, давали больше пищи уму и сердцу, когда входили в состав целого, небольшим фрагментом которого они сейчас являются.
    «Погребение святого Иеронима» слишком часто любят истолковывать в духе Гварди, чему способствует множество мелких повреждений, искажающих тональность картины. Тот, кто помнит пространственно-выразительные подготовительные рисунки, чем-то напоминающие манеру Антонелло, может попытаться представить себе, насколько иначе выглядел оригинал в прежние времена, испытывая в то же время восхищение наиболее сохранившимися частями: монахами в электриково-синих облачениях, суком ободранного дерева слева — этим великолепным образчиком фантастической подставки для чаши со святой водой.
    А что сказать о «Святом Георгии» ? Несмотря на огромный ущерб, причиненный картине, она все еще сохраняет внушительный вид. Однако истолковать ее нелегко. Чем, например, объяснить ее архаическую символику, от которой легко перекинуть мостик к старым образцам полувековой давности, восходящим к расписным поставцам Паоло Уччелло? Только люди, хорошо познавшие глубину и раскованность искусства Карпаччо, могут догадаться, что художник пошел здесь на известную «хитрость», постаравшись с помощью канонической старинной иконографии передать легендарный эпизод из рыцарской старины.
         Место действия в картинах Карпаччо, как правило, освещено низко стоящим солнцем, отчего все изображаемое художником, от людей до вывешенного для просушки белья, от чахлой былинки до гигантского чертополоха, от флюгера до минарета и других причудливых архитектурных построек — отбрасывает длиннейшую тень, словно для более явного доказательства своего существования.
    Здесь, в картине со святым Георгием, длинная, вилообразная тень под драконом чем-то похожа на тень, отбрасываемую железной решеткой. Но кто не вспомнит стрельчатую тень, указующую в полной света и воздуха комнате святой Урсулы на явление входящего в дверь ангела, в то время как восходящее солнце золотом заливает его крылья? Или легкую тень, падающую от решетки, огораживающей место для «приема послов», в картине на ту же тему, или остроугольный клинышек тени позади шаловливой собачки в келье святого Иеронима, или тонкие ее полоски, отбрасываемые предметами на полках в комнате святого.
    Все это и придает величайшее правдоподобие любому повествованию Карпаччо, отличающемуся высокой эпической бесстрастностью и наглядной убедительностью. Взгляните непредвзято на изображенные им мельчайшие детали, и вы убедитесь, что в любом эпизоде они не случайны, а весьма уместны.
    Этот Одиссей (если не сам Гомер) венецианской художественной жизни
    XV века создал свои наивысшие творения (и было бы лучше не выставлять здесь такие поздние и вялые его вещи, как, например, оба «Святых» из Городского музея и «Святой Павел» из Кьоджи) на рубеже двух веков.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
100/2=


Другие статьи из раздела:

Гармония форм. Пьеро делла Франческа
«Святой Иероним и донатор» (1450) значительна тем, что по сравнению с написанным в то же время и отличающимся довольно точным следованием иконографическим канонам алтарем «Мадонна делла Мизерикордия» она показывает, насколько свободней чувствовал себя Пьеро, когда требования косных заказчиков не ограничивали его...
читать

Формирование художественной манеры Пьеро делла Франческа
Во Флоренции, примерно с 1435, а может быть, с 1430 года мы могли бы повстречаться с молодым подмастерьем Пьеро. Поскольку речь идет о человеке, поднявшемся до необычайных высот художественного мастерства, не ограничимся установлением его контактов с современниками, а постараемся узнать о его отношении к старым...
читать



Известные художники

Леонардо (1452-1519)
Самый выдающийся гений Возрождения, Леонардо, занимает особое положение. Он был больше чем художник и архитектор — пытливый ум и неуемное любопытство позволили ему сделать важные открытия и нововведения в столь разных сферах, как инженерное...
читать
Дюрер (1471-1528)
Дюрер родился в Нюрнберге (Германия) в семье ювелира и учился в мастерской отца. Однако ранний талант в сочетании с любопытством, честолюбием и тягой к странстви­ям заставил его порвать со средневековыми традициями Северной Европы. Поездки в...
читать
Брейгель (1568-1625)
Идя по стопам отца и старшего брата, которые в свое время были успешными художниками, Ян Брейгель достиг не меньшего величия. Его отец Питер Брейгель Старший славился сво­ими пейзажами и работами на сюжеты из сельской жизни. Он умер вскоре...
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Наблюдательная перспектива
Создавая рисунок или живопись предметов натурной постановки, художник исходит из тех данных, которые он получает зрением. Зрительный образ предметов натуры несколько отличается от действительной их формы и цвета и по размерам, и по цветовым характеристикам. Поэтому с самого начала необходимо выяснить...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/rannee_kvatrothento_v_italii_.html on line 117

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/rannee_kvatrothento_v_italii_.html on line 117