главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Раннее творчество Пьеро делла Франческа

    Первые дошедшие до нас произведения Пьеро подтверждают факты, которые мы попытались восстановить исходя из гипотезы о его пребывании во Флоренции в период между 1430 и 1440 годами.
    Весьма трудно вынести окончательное суждение о хронологической последовательности этих первых произведений мастера и решить вопрос, предшествует ли «Крещение Христа» алтарю с «Мадонной делла Мизерикордия». Но остается несомненным, что никакое другое произведение не отражает лучше, чем «Крещение», связь Пьеро с воспринятой Мазолино и Доменико сиенской художественной традицией. Вместе с тем, как это часто случается, это произведение представляет уже собой квинтэссенцию всего искусства Пьеро; это своего рода увертюра, звучащая при поднятии занавеса, за которым внезапно открывается мир, пронизанный чистым, прозрачным светом.
    
    В лощине меж цветущих холмов, изрезанных возделанными террасами, словно следами каких-то древних животных, за спокойной речкой с чистым сухим берегом, не оскверненным следами войн или междоусобиц (на нем не видно пятен крови, обломков копий или ржавых кольчуг, а пробиваются лишь чахлые кустики каких-то бурых растений), поблескивает побеленными стенами далекий город. В этот безветренный час вода безупречно точно отражает небо и окрестные холмы. На фоне водной глади изображена фигура Христа, сосредоточенно застывшего. Справа от него Иоанн с поднятой рукой. С головы Крестителя ниспадает копна шелковистых волос, тело покрыто грубой туникой, словно содранной со ствола соседнего дерева, напоминающего человеческое туловище и увенчанного ритмически члененной, пышной и красивой кроной. Чуть поодаль, левее, растет дерево пониже, другой конфигурации и наделенное, я бы сказал, другой «физиономией». Между деревьями застыли три крылатые фигуры, пол которых трудно определить, весьма похожие на крестьянских парней или девушек, которые, взявшись за руки, наслаждаются зрелищем сельской свадьбы.
    Справа, на втором плане, у реки, — раздевающийся неофит. Кисть художника изобразила его в момент, когда одежда, спутавшись на плечах и на голове, вырисовывается прелестным слепком, словно сделанным из гипса, благодаря своей неловкой и все же достаточно гармоничной позе на фоне реки, воды которой омывают его ноги. Чуть поодаль, сзади, — несколько изумленных святых, их закутанные в восточные одежды фигуры отражаются в реке, словно цветные полотнища, плывущие по воде.
    Таков мир юного Пьеро, чем-то напоминающий Мазаччо, но он менее причесан и словно сам изумлен своим появлением на свет. Это крестьянский, но не мужицкий мир: художник прост, как просты пастухи, а не философы.
    Особенно ясно это видно в изображении ангелоподобных подростков, вполне земных созданий, которые, наверное, подобно крепким побегам дуба, обретут через несколько лет несокрушимую мощь и доживут до преклонного возраста. Одеты они в монохромные, но контрастирующих цветов одежды, естественно ниспадающие складками. Насколько красивы были в те времена колонны, настолько же красивы и стройные тела, прикрытые одеждой. Буйно разросшиеся волосы образуют прекрасные, сплетающиеся меж собой локоны, подобные мягкому руну.
    Итак, в картине нет никакого противоречия между человеком и его окружением, и эта высшая умиротворенность кажется нам результатом именно гармонического совершенства пространственного построения, в котором без всякого изъяна спаяны воедино человеческая фигура и пейзаж, близкий и дальний план, объединенные торжественностью падающего сверху света.
    Центричность фигуры Христа таким образом уменьшается, другие персонажи также занимают свободно найденные места. Белейший ствол груши, фигура Крестителя, одетого в светло-коричневую тунику, дерево с конической кроной, справа, вдали, — темная масса зеленых куп, большой кусок светлого неба, трехцветные, похожие, но в то же время и отличные друг от друга ангелы — все это многочисленные детали и персонажи, которые, сложившись затем в прекрасное единство, выступают уже не как самостоятельные центры притяжения, а как составные части целого, сведенного воедино благодаря магическим свойствам перспективы.
    Подобной свежести взгляда, подобного богатства цветовой гаммы, передающей неразрывность союза природы с человеком, подобного зрелища, в котором любая земная деталь, от речной гальки и до головы Христа, занимала бы подобающее ей место в обход иерархического и в конечном счете теократического подчинения, подобного высшего и всеобъемлющего спокойствия не знало еще итальянское искусство.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
100/2=


Другие статьи из раздела:

Полиптих с «Мадонной делла Мизерикордия». Пьеро делла Франческа
Полиптих с «Мадонной делла Мизерикордия», исполнение которого было поручено Пьеро в 1445 году его земляками — монахами монастыря, посвященного той же Мадонне, нуждается в некоторых уточнениях как с точки зрения авторства, ибо некоторые его части, похоже, не принадлежат мастеру даже по рисунку, так и с хронологической...
читать

Расцвет искусства Великого Возрождения: Тициан
Начало нового века проходит под знаком и других художественных откровений. В это время, помимо великолепных вещей Лотто, создаются и первые две работы Джорджоне, и классически прекрасные творения юного Тициана. Главное же состояло в насыщенности художественной жизни того времени, ибо художественный вклад каждого из...
читать



Известные художники

Леонардо (1452-1519)
Самый выдающийся гений Возрождения, Леонардо, занимает особое положение. Он был больше чем художник и архитектор — пытливый ум и неуемное любопытство позволили ему сделать важные открытия и нововведения в столь разных сферах, как инженерное...
читать
Дюрер (1471-1528)
Дюрер родился в Нюрнберге (Германия) в семье ювелира и учился в мастерской отца. Однако ранний талант в сочетании с любопытством, честолюбием и тягой к странстви­ям заставил его порвать со средневековыми традициями Северной Европы. Поездки в...
читать
Брейгель (1568-1625)
Идя по стопам отца и старшего брата, которые в свое время были успешными художниками, Ян Брейгель достиг не меньшего величия. Его отец Питер Брейгель Старший славился сво­ими пейзажами и работами на сюжеты из сельской жизни. Он умер вскоре...
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Наблюдательная перспектива
Создавая рисунок или живопись предметов натурной постановки, художник исходит из тех данных, которые он получает зрением. Зрительный образ предметов натуры несколько отличается от действительной их формы и цвета и по размерам, и по цветовым характеристикам. Поэтому с самого начала необходимо выяснить...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/rannee_tvorthestvo_p_ero_dell.html on line 116

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/rannee_tvorthestvo_p_ero_dell.html on line 116