главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Раннее Возрождение: Фрески церкви Дель Кармине, Мазаччо и Мазолино

    Среди памятников итальянской живописи величайшей славой по праву пользуется фресковый цикл капеллы Бранкаччи во флорентийской церкви Санта Мария дель Кармине.
    Общеизвестно, что около 1424 года заказ на роспись капеллы был поручен Мазолино да Паникале, одному из верных приверженцев идеалов готического искусства периода его заката. С самого начала рядом с мастером находился молодой помощник по имени Мазаччо, сын мессера Джованни из Сан-Джованни-Вальдарно, который и стал основоположником итальянского Возрождения в живописи.
    
    Чтобы понять, отчего это тесное сотрудничество нередко порождало в критике такую путаницу, что смешивались характеры двух столь несхожих мастеров, необходимо вкратце напомнить его предысторию, исходя из немногих дошедших до нас достоверных данных, равно как из фундаментального различия между двумя живописцами, являющегося основополагающим для понимания сути данной проблемы. Нетрудно заметить, как старший мастер предпринимал усилия, чтобы подладиться под манеру своего помощника, и как в то же время быстро прогрессировал и становился решающим вклад молодого живописца с его передовыми идеями.
    Во время реставрационных работ в XVIII веке был уничтожен верхний ряд фресок, написанных Мазолино: фигуры евангелистов на сводах потолка, «Призвание Андрея и Петра» и «Кораблик» на двух крупных люнетах, а также «Отречение Петра» на малом простенке слева от окна и написанная Мазаччо на противоположном простенке справа сцена «Воскрешение мертвых». До наших дней дошли только два ряда росписей с их простым, но грандиозным по своему звучанию замыслом, заключенные между карнизами и пилястрами классического ордера (понимаемого, однако, уже тогда в духе новаторских решений Брунеллески), где отчетливо видно, насколько определяющими явились советы и идеи более молодого мастера.
    Это уже заметно в композиционном решении расположения зданий и фигур дальнего плана многоплановой сцены верхнего ряда, где Мазолино написал «Исцеление хромого» и «Воскрешение Тавифы», а также в наиболее драматичных по выразительности фрагментах «Проповеди Петра»; в этом же ряду справа от окна Мазаччо написал полное внутренней динамики «Крещение», столь созвучное по накалу страстей творениям его друга Донателло.
    Слева от окна в верхнем ряду (а на фресковых росписях верхние и нижние ряды служат самым надежным ориентиром для определения хронологической последовательности их создания) Мазолино успел написать лишь тонкий образ Христа для большой композиции, изображающей «Чудо со статиром», ибо в начале 1425 года работы были прерваны и мастер был отозван в Рим. Здесь вместе со своим молодым помощником он приступил к росписи капеллы святой Катерины в церкви Сан Клементе. Но и этому начинанию не суждено было завершиться, хотя в большой сцене «Распятие» сотрудничество обоих мастеров особенно явно. Мазолино был вынужден отправиться в далекий путь в Венгрию, а Мазаччо провел большую часть 1425 года в Пизе, где ему было поручено написать большой полиптих для местной церкви дель Кармине.
    По всей вероятности, в начале 1427 года Мазаччо возвращается во Флоренцию и на сей раз один, без Мазолино, вновь взбирается на леса, чтобы продолжить роспись капеллы Бранкаччи. Обогащенный новым опытом и глубоким впечатлением, которое произвели на него римские скульптура и портрет, он работает над «Чудом со статиром» и завершает его, а на соседней боковой пилястре пишет трагическую сцену «Изгнания из рая». Когда были сняты леса, он приступает к росписи нижнего ряда и по обе стороны от оконного проема пишет «Исцеление тенью» и «Раздачу милостыни», которые, возможно, являют собой высшее выражение неповторимого сплава античного благородства и современной художнику обыденной жизни простых горожан и крестьян.
    Сразу же после этого он приступает к росписи пространства под сценой «Чуда со статиром», где в общих чертах намечает «Исцеление сына антиохийского царя» и «Проповедь святого Петра с кафедры», но вновь вынужден прервать работу и отправиться по вызову в Рим, где в начале 1428 года, в возрасте всего лишь двадцати восьми лет, его настигает смерть.
    Упомяну, хотя это и выходит за рамки поставленной здесь проблемы, что незавершенные сцены и оставшиеся незаполненными пустоты спустя более полувека были закончены и расписаны Филиппино Липпи.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
35*2=


Другие статьи из раздела:

Этапы развития поздней итало-византийской живописи
Среди большинства живописцев с их механической и чуть ли не бюрократической приверженностью к схеме нам необходимо выделить тех, кто все же сумел преодолеть в себе эту слепую привязанность и отыскать путь или пути прямого самовыражения.
читать

Этапы развития болонской живописи
От фундаментальных исследований пизанской скульптуры и пизанского искусства, от изучения творчества великих флорентийских мастеров XIV и ХV веков и до образцового труда, книги об Ассизском соборе, до незабываемых исследований о Якопо делла Кверче, где прочтение старинных болонских документов получает столь...
читать



Известные художники

Леонардо (1452-1519)
Самый выдающийся гений Возрождения, Леонардо, занимает особое положение. Он был больше чем художник и архитектор — пытливый ум и неуемное любопытство позволили ему сделать важные открытия и нововведения в столь разных сферах, как инженерное...
читать
Дюрер (1471-1528)
Дюрер родился в Нюрнберге (Германия) в семье ювелира и учился в мастерской отца. Однако ранний талант в сочетании с любопытством, честолюбием и тягой к странстви­ям заставил его порвать со средневековыми традициями Северной Европы. Поездки в...
читать
Брейгель (1568-1625)
Идя по стопам отца и старшего брата, которые в свое время были успешными художниками, Ян Брейгель достиг не меньшего величия. Его отец Питер Брейгель Старший славился сво­ими пейзажами и работами на сюжеты из сельской жизни. Он умер вскоре...
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Наблюдательная перспектива
Создавая рисунок или живопись предметов натурной постановки, художник исходит из тех данных, которые он получает зрением. Зрительный образ предметов натуры несколько отличается от действительной их формы и цвета и по размерам, и по цветовым характеристикам. Поэтому с самого начала необходимо выяснить...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/rannee_vozrozhdenie_freski_tc.html on line 117

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/rannee_vozrozhdenie_freski_tc.html on line 117