главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Расцвет флорентийского искусства. Мазаччо

    Если произведение искусства живет своей самостоятельной жизнью — а надо полагать, что так оно и есть, — оно само поведает о наиболее важном, и нет нужды обращаться за помощью к подробному комментарию.
    Действительно, даже если бы мы не знали, что эти фрески повествуют главным образом о деяниях святого Петра, неужели бы нас не поразила жизненность изображенных фигур и мы не ощутили бы сильное воздействие морального начала, излучаемого этими сценами? А уж станем ли мы заострять внимание на глубине эстетического содержания или жизненной достоверности изображения — это зависит от неизменной склонности нашего сознания к восприятию как формы, так и содержания окружающего нас мира. Именно здесь эти два аспекта, как в любом истинно художественном произведении, составляют единое нерасторжимое целое. Попробуем разобраться, почему Мазаччо смог выразить свои чувства и запечатлеть их именно в этой, а не иной форме.
         Так, например, любая попытка несколько ослабить свет и тень, под воздействием которых сгибаются и почти выталкиваются из рая гонимые ангелом две обнаженные фигуры (речь идет о прародителях в сцене «Изгнание из рая»), привела бы лишь к тому, что снизилась высота трагедийного звучания и выражение щемящей боли, а стало быть, и к уничтожению самого произведения искусства как такового.
    Если бы мы попытались мысленно вообразить менее интенсивным льющийся свет, который обволакивает и лепит облаченные в тоги фигуры, или менее зримым и глубоким пространство, на фоне которого изображена эта динамичная группа людей, или же не столь густой отбрасываемую ею тень, а также не столь рельефными все эти бородатые и безбородые смуглые лица, то тем самым мы выхолостили бы подлинную человечность, которой дышит эта фреска, даже если бы и знали, что в ней повествуется о том, как сборщик потребовал у Христа уплату подати за право входа в город Капернаум.
    
    При определении исторической и культурной роли Мазаччо его слишком часто называют Джотто, возрожденным в новых условиях, в то время как следовало бы обратить внимание на то, что между ним и искусством тречентистов лежит ничем не заполненная пропасть. Спору нет, живопись треченто, этого поистине возвышенного века, являет собой одну из величайших эпох в искусстве.
    Дав выход своему новому «гуманизму», понимаемому в плане активных действий, Мазаччо, однако, не ограничивается отображением лишь традиционных типов Священного писания, как в «Чуде со статиром», и вскоре добивается того, что его апостолов можно было бы без особого удивления встретить на улицах Флоренции и близлежащих селений; в «Исцелении тенью» или «Раздаче милостыни» образы суровой крестьянки и убогого нищего — деревенского мыслителя —  по силе духа ни в чем уже не уступают библейским персонажам. Более того, в сцене «Воскрешение сына антиохийского царя» художник смело вводит разношерстную толпу флорентийских простолюдинов, а в «Проповеди святого Петра с кафедры» дает даже портретное изображение нескольких монахов, служивших в ту пору при церкви дель Кармине, и нельзя не отметить, сколь они жизненно достоверны, несмотря на всю их молитвенную отрешенность. Я бы даже сказал, что незаконченность фрески в этой ее части позволяет предположить, что художника одолели глубокие сомнения при виде этого явного крена в сторону портретной схожести. Но в дальнейшем это несоответствие было значительно усугублено Филиппино Липпи при завершении им фресковых росписей.
    Таково, если говорить вкратце, незавершенное послание, оставленное нам Мазаччо в искусстве. Его глубоко жизненная манера живописи, почти раскрывающая тайну земного бытия в этом материальном мире, преисполненном движения, несомненно, должна была вызывать восхищение современников, подобно тому как духи, населявшие Дантово Чистилище, поражались при виде живого Данте, чья фигура отбрасывала тень. И ныне при каждой новой встрече с искусством Мазаччо в нашей памяти неизменно всплывают сокровенные слова Данте: «Не таковы бесплотные тела». Из этого источника веры в бытие, приводящей не к меланхолической созерцательности, а к вечной жизнедеятельности, проистекает мир, сотворенный Мазаччо, с его драматическими событиями, переживаемыми людьми, которые, однако, полны решимости побороть их. И этот мир продолжает жить как высочайшее свидетельство человеческого духа, пронизывающего итальянское искусство.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
15+2=


Другие статьи из раздела:

Опыты с перспективой. Джотто ди Бондоне
Вполне очевидно желание художника прибегнуть к тому, что мы называем «игрой перспективы» (в которой обыгрывается лишь то, что доступно разуму). С полным основанием можно заключить, что Джотто уже обладал пониманием перспективы.
читать

Итальянская живопись первой трети кватроченто
Когда речь идет о флорентийском искусстве первой трети кватроченто, то обычно, опережая события, освещают его в духе революционных новшеств, внесенных Донателло и Мазаччо, и при этом забывают, что в те годы даже в самой Флоренции превалировало и высоко ценилось искусство мастеров так называемого «интернационального...
читать



Известные художники

Леонардо (1452-1519)
Самый выдающийся гений Возрождения, Леонардо, занимает особое положение. Он был больше чем художник и архитектор — пытливый ум и неуемное любопытство позволили ему сделать важные открытия и нововведения в столь разных сферах, как инженерное...
читать
Дюрер (1471-1528)
Дюрер родился в Нюрнберге (Германия) в семье ювелира и учился в мастерской отца. Однако ранний талант в сочетании с любопытством, честолюбием и тягой к странстви­ям заставил его порвать со средневековыми традициями Северной Европы. Поездки в...
читать
Брейгель (1568-1625)
Идя по стопам отца и старшего брата, которые в свое время были успешными художниками, Ян Брейгель достиг не меньшего величия. Его отец Питер Брейгель Старший славился сво­ими пейзажами и работами на сюжеты из сельской жизни. Он умер вскоре...
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Наблюдательная перспектива
Создавая рисунок или живопись предметов натурной постановки, художник исходит из тех данных, которые он получает зрением. Зрительный образ предметов натуры несколько отличается от действительной их формы и цвета и по размерам, и по цветовым характеристикам. Поэтому с самого начала необходимо выяснить...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/rastcvet_florentiiskogo_iskus.html on line 117

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/rastcvet_florentiiskogo_iskus.html on line 117