главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Расцвет искусства Великого Возрождения: Тициан

    Начало нового века проходит под знаком и других художественных откровений. В это время, помимо великолепных вещей Лотто, создаются и первые две работы Джорджоне, и классически прекрасные творения юного Тициана. Главное же состояло в насыщенности художественной жизни того времени, ибо художественный вклад каждого из упомянутых выше живописцев отличался глубокой индивидуальностью и своеобразием.
    Фигуры у Тициана как бы пригоняются друг к другу, причем несущей основой служит цветовой набросок. И именно по краям любой хроматической зоны мы чувствуем живое биение изменчивых поисков мастера, его стремление передать дыхание и трепет живого тела.
    
    Переходящие одна в другую складки, записи неудачных штрихов, легкие размывы, сгущение красок наподобие «выстраданных» мазков Сезанна, с помощью которых французский художник пытался осуществить то, что Тициану давалось без особого труда. И все это происходит в Венеции, в то время как в Риме Рафаэль расписывает Станцы, а Микеланджело, проклиная все на свете, заканчивает в подвесной люльке работу над росписями потолка в Сикстинской капелле.
    Образцом такого невинно-языческого, красочного искусства Тициана явилась здесь, на выставке, небольшая доска с четырьмя святыми из венецианской церкви делла Салуте. Ее сюжет явно контрастирует с радостной гаммой цветов в одеяниях святых, изображенных у подножия кафедры, на которую вознесен святой Марк, а их лица тем более не попадают «в тон» выражения лица святого патрона, оказавшегося к тому же в полосе тени.
    
    Примерно в том же духе исполнено и «Благовещение» из Тревизо. Трудно, однако, поверить, что оно написано в 1522 году. Это ранее написанное произведение (возможно, еще до 1515 года) почему-то надолго «застряло» в мастерской художника, пока не было приспособлено к запросам какого-то заказчика из Тревизо, по требованию которого было, видимо, добавлено (по правде говоря, весьма неудачно) портретное изображение чьего-то маловыразительного лица за колонной. Некоторой переделке подверглись также облака, подобные сгусткам яркого света.
    Как затем почти на протяжении четверти века, вплоть до 1545 года, Тициану удавалось справляться с «этрусскими демонами», со всех сторон осаждавшими Венецию, — это история, которая выходит за рамки венецианской выставки, но в те годы она затрагивала почти любое произведение мастера.
    Показательны в этом отношении «Вакх и Ариадна» — произведение скорей в духе Рубенса, чем эллинских классиков; «Святой Себастьян» из триптиха в Брешии; некоторые части алтарного образа из Пезаро, послужившие образцами для Ван Дейка; прославленный, но утраченный «Святой Петр-великомученик» из Сан Джованни э Паоло; суровый «Креститель» из Академии; экзальтированное «Бичевание» из Лувра и близкое ему по духу «Се человек» из Вены, оказавшее воздействие на Рубенса, и, наконец, плафон из церкви Санто Спирито, перенесенный ныне в церковь делла Салуте в Венеции. Боскини, узревший в этом плафоне прелюдию к напыщенности Тинторетто, приветствовал его весьма восторженно.
    Очевидная последовательность названных выше произведений не позволяет нам отнести к 1537 году, то есть к периоду глубокого кризиса (пусть даже на миг и прерванного архаически-банальным «Введением во храм»), «Святого Иоанна, раздающего милостыню», где долгое время мучившие Тициана противоречия нашли иное, более высокое разрешение. Вот почему это произведение следует датировать, на наш взгляд, 1545 годом.
    Сравните картину с мерцающими тонами «Святого Марка» в юношеском произведении из церкви делла Салуте — какое нравственное высокомерие в этом святом Иоанне, какая уверенность в своем всесилии! Флоренция и Рим уже убедили Тициана, что человечество, даже на стадии нищенства, не может существовать без соизволения власть имущих, но чем больше жест дающего приобретает оттенок вынужденного снисхождения (а здесь еще и умышленного противопоставления между занятостью чтением и вынужденным благодеянием), тем более тяжеловесным и скованным делает его Тициан; сосредоточивая здесь как бы «бичующие» свето-цветовые акценты.
    Когда задумываешься над тем, чего стоило Тициану столь непринужденное примирение между внешней изысканностью формы (почерпнутой из пармских источников) и напряженным колоризмом, ставшим в те же годы одним из высших достижений Скьявоне, то лучше начинаешь понимать, какие муки должен был испытывать в то время Тициан, вынужденный самим характером своего искусства предпринимать поиски нового.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
35*2=


Другие статьи из раздела:

Венецианская живопись XVII века
Венеция в этот период не имеет ни своего Караваджо, ни Карраччи, ни Рени, ни Кортоны, ни Бернини, ни Борромини, ни Бачикьо, ни Прети, ни Луки Джордано; ее изобразительное искусство опускается намного ниже не только уровня великой живописной культуры Рима, но и процветающих местных школ Генуи и Неаполя. Именно тогда. ...
читать

Раннее кватроченто в Италии: Витторе Карпаччо
Карпаччо — художник повествовательный, он без устали — с этим нельзя не согласиться — постоянно о чем-нибудь повествует, но нить его повествования улавливается далеко не всегда. Многое, пожалуй, станет яснее, если будут установлены некоторые все еще окутанные тайной обстоятельства его юности. Небольшой алтарный образ...
читать



Известные художники

Леонардо (1452-1519)
Самый выдающийся гений Возрождения, Леонардо, занимает особое положение. Он был больше чем художник и архитектор — пытливый ум и неуемное любопытство позволили ему сделать важные открытия и нововведения в столь разных сферах, как инженерное...
читать
Дюрер (1471-1528)
Дюрер родился в Нюрнберге (Германия) в семье ювелира и учился в мастерской отца. Однако ранний талант в сочетании с любопытством, честолюбием и тягой к странстви­ям заставил его порвать со средневековыми традициями Северной Европы. Поездки в...
читать
Брейгель (1568-1625)
Идя по стопам отца и старшего брата, которые в свое время были успешными художниками, Ян Брейгель достиг не меньшего величия. Его отец Питер Брейгель Старший славился сво­ими пейзажами и работами на сюжеты из сельской жизни. Он умер вскоре...
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Наблюдательная перспектива
Создавая рисунок или живопись предметов натурной постановки, художник исходит из тех данных, которые он получает зрением. Зрительный образ предметов натуры несколько отличается от действительной их формы и цвета и по размерам, и по цветовым характеристикам. Поэтому с самого начала необходимо выяснить...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/rastcvet_iskusstva_velikogo_v.html on line 115

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/rastcvet_iskusstva_velikogo_v.html on line 115