главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Развитие болонской школы с первых десятилетий треченто

    Предположив наличие принципиальной разницы в подходе к искусству Болоньи и Тосканы, более того, к искусству всей Паданской долины и Тосканы, следует отметить, что упоминавшийся выше низкий уровень средней художественной продукции, так сказать ее «стандарта», до некоторой степени находит себе оправдание.
    Болонское искусство со своей в высшей степени правдивой, ищущей, неупорядоченной натурой, со стремлением к явной экспрессии, приобретающей порой «экспрессионистский» характер, не могло не превратиться в руках малых художников и ремесленников, занимавшихся, так сказать, массовым производством на потребу многочисленных заказчиков в поток невероятно искаженных, почти карикатурных вещей.
    
    Но зато какая неожиданность — появление на этой болотистой почве по-настоящему выдающихся произведений! Тогда перед нами предстает все своеобразие художественного духа, господствовавшего в Болонье с первых десятилетий
    треченто, своеобразие, восходящее в гораздо большей степени к близким и еще живым традициям романо-эмилианских скульпторов с их интуитивными прозрениями жизненной правды, чем к «Мадонне деи Серви» и джоттовскому полиптиху. Мы чувствуем дыхание дующего с востока знойно-сухого ветра старой просвещенной живописи Венеции, благоуханные, лирические веяния, долетающие с запада, со стороны королевского и папского дворов в Париже и Авиньоне, и оставляющие свой след в складках великолепной английской ризы святого Доменика.
    Своеобразие болонской школы выражается прежде всего в произведениях Витале, признание величия которого, как я предвижу, вскоре должно прозвучать не как какая-то уступка местническим интересам, а как дань подлинной, гениальной новизне, неожиданному повороту в неповторимой сложности искусства всего треченто.
    И все же в Болонье наряду с Витале, постоянно остающимся на недосягаемой высоте, к истории добротной итальянской живописи относятся также, в лучшие моменты своего творчества, Симоне, Кристофоро и художник, известный под именем Якопо Аванци. Правда, Симоне слишком часто позволяет себе быть небрежным в выполнении заказов эмилианского крестьянства, но когда он работает для духовного пастыря и пламенного проповедника, а не для простого звонаря и создает «Мадонну» или «Святую Елену» из Болонской Пинакотеки, или «Мадонну дель Ореккио» (ранее в Сан Микеле ин Боско), недавно открытую Сальми, то он совершенно сознательно выражает суть своего мощного, буколически-добродушного умонастроения и порой на этой преднамеренно пасторальной основе расцветает неподдельная грация, являющаяся плодом его вдохновения, как, например, в «Сне Богоматери» из Феррарской галереи.
    
    Крепкая болонская закваска и влияние Витале позволили Якопо использовать драматизм риминцев для своих неповторимых экспрессионистских построений, а способ передачи в «Пьете» из полиптиха Болонской Пинакотеки душераздирающего крика предвосхищает находки Мазаччо, Кривелли, Беллини; и в двух «элегантнейших» святых в перчатках, этих студентах, кочевавших, быть может, из Сорбонны в Болонью, мы находим два выразительнейших портрета своего времени.
    Возведенный в квадрат натурализм в сочетании с ирреалистической неопределенностью, переплетение непосредственных впечатлений, с одной стороны, и лирикографических фиоритур, с другой, — не являются ли они зародышевым проявлением двух основ готики как стиля, пустившего столь глубокие корни в итальянском искусстве XV века?
    Кажется закономерным, что именно в Болонье уже в начале нового века начинает вырисовываться некое новое движение, которое по сравнению с куртуазно-аристократической аффектированностью наиболее знаменитых живописцев из Фабриано, Вероны и Ломбардии — от Джентиле и Стефано до Пизанелло и Дзаваттари — звучит с примитивной силой, отражает тему коммун и народа, цехов и корпораций.
    Вот почему перед «Распятием» из Галереи Колонны, подписанным Якопо Аванци, мы задумываемся, к какому из двух веков отнести это энергично написанное произведение, созданное словно преждевременно появившимся на свет Андреа дель Кастаньо. Так же мы не можем пройти мимо великолепных фресок из капеллы Болоньини в соборе Сан Петронио, в которых, при множестве формалистических крайностей, постоянных натужных попыток примирить неокрепшее мастерство с новым восприятием пространства и формы.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
85+1=


Другие статьи из раздела:

Величайшие живописцы болонской школы: Доменикино, Альбани, Креспи
Альбани тоже, начиная с «прекрасного ангела», явно грешит повторениями. Непростителен и переход к «поточному производству» в его живописи в более позднее время, когда он, работая с большим удобством и меньшим энтузиазмом в своих уютных виллах в окрестностях Болоньи, повторял сам себя. Но и он был в юности настоящим...
читать

Этапы развития поздней итало-византийской живописи
Среди большинства живописцев с их механической и чуть ли не бюрократической приверженностью к схеме нам необходимо выделить тех, кто все же сумел преодолеть в себе эту слепую привязанность и отыскать путь или пути прямого самовыражения.
читать



Известные художники

Леонардо (1452-1519)
Самый выдающийся гений Возрождения, Леонардо, занимает особое положение. Он был больше чем художник и архитектор — пытливый ум и неуемное любопытство позволили ему сделать важные открытия и нововведения в столь разных сферах, как инженерное...
читать
Дюрер (1471-1528)
Дюрер родился в Нюрнберге (Германия) в семье ювелира и учился в мастерской отца. Однако ранний талант в сочетании с любопытством, честолюбием и тягой к странстви­ям заставил его порвать со средневековыми традициями Северной Европы. Поездки в...
читать
Брейгель (1568-1625)
Идя по стопам отца и старшего брата, которые в свое время были успешными художниками, Ян Брейгель достиг не меньшего величия. Его отец Питер Брейгель Старший славился сво­ими пейзажами и работами на сюжеты из сельской жизни. Он умер вскоре...
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Наблюдательная перспектива
Создавая рисунок или живопись предметов натурной постановки, художник исходит из тех данных, которые он получает зрением. Зрительный образ предметов натуры несколько отличается от действительной их формы и цвета и по размерам, и по цветовым характеристикам. Поэтому с самого начала необходимо выяснить...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/razvitie_bolonskoi_shkoli_s_p.html on line 115

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/razvitie_bolonskoi_shkoli_s_p.html on line 115