главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Развитие портретного изображения в начале XVIII столетия

    В начале XVIII века произошел решительный перелом и в развитии русской живописи. В эту пору утверждается светская живопись с новым кругом тем и образов. На первое место среди жанров живописи выдвигается портрет.
    До XVIII столетия портретное изображение никогда не главенствовало ни на одном из этапов многовекового развития русского искусства. Ни Рублев, ни Дионисий не создавали портретов. Изображения, которые можно считать связанными с обликом той или иной реальной личности, единичны на протяжении XI—XVI вв. Лишь в XVII веке появляются так называемые «парсуны» (от слова «персона»), в которых художники стремились передать облик своих современников. В большинстве случаев это были портреты государей или членов царской семьи, виднейших деятелей церкви и государственных мужей. «Парсуны» были еще тесно связаны с иконой. Им свойственны обычно большая условность, декоративность, плоскостность, они лишены пространственности, причем схематизм целого часто сочетается в них с тщательной передачей деталей, особенно деталей пышных уборов, облачений и т. п. Однако и в XVII веке портрет не занимал столь уж видного места в русском искусстве. Фрески, великолепными коврами сверху донизу покрывавшие стены ярославских или ростовских храмов, иконы строгановской школы затмевали эти первые попытки художников создать портретный жанр.
    Перелом происходит на рубеже XVII и XVIII вв., когда Россия вступает в эпоху реформ и Петр I «прорубает окно в Европу». В это время на первый план выдвигается идеал деятельного, энергично работающего на благо отечества человека. Вера в большие возможности человека — творца и преобразователя действительности, безусловно, способствовала расцвету портретного искусства.
    Первыми заметными русскими портретистами XVIII в. были Иван Никитин (ок. 1690—1740) и Андрей Матвеев (1701—1739). Оба они были пенсионерами Петра I. Иван Никитин учился вместе с братом Романом в Италии, Матвеев в Голландии.
    
    Кисти Ивана Никитина приписывается целый ряд портретов деятелей той поры, в том числе «Портрет Петра I» в круге (1721). Портрет написан в сдержанной темной гамме и отличается исключительным реализмом. Он лишен каких бы то ни было аксессуаров, все внимание сосредоточено на лице — очень серьезном, с печатью некоторой задумчивости. В 1725 году написан портрет Петра I на смертном одре. Одним из лучших полотен И. Никитина был «Портрет напольного гетмана», исполненный сурового мужества и сдержанной силы.
    Лучшие портреты И. Никитина показывают людей петровского времени как людей деятельных, несколько суровых, лишенных изнеженности. В них отразился пафос времени напряженных преобразований, когда лучшие люди «не жалели живота своего» за отечество, когда, по выражению Пушкина, «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и громе пушек». Характерно, что в глухое царствование Анны Иоанновны Никитин был арестован по обвинению в причастности к московскому оппозиционному кружку.
    От Андрея Матвеева дошло немного портретов. Лучший из них— «Автопортрет с женой» (1729). В отличие от сдержанных портретов кисти И. Никитина «Автопортрет» Матвеева носит лирический отпечаток. Надо отметить, что уже сам факт написания «Автопортрета» свидетельствовал о возросшем самоуважении русских людей, о новом, по сравнению с древнерусским, взгляде на свое человеческое достоинство.
    Рядом с русскими художниками в это время работали иностранцы, приглашенные в Россию,— немецкий живописец И. Танауер (1680—1737, в России с 1711 г.), француз Л. Каравакк (ум. в 1754 г., в России с 1716 г.), швейцарец Г. Гзель (1673—1740, в России с 1718 г.) с женой Марией Гзель (ум. в 1743 г.) и др. Они пользовались значительными привилегиями, хотя и не обладали большими талантами.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
85+1=


Другие статьи из раздела:

Лучшие портреты Д. Г. Левицкого 1770—1790-х годов
В «урожайном» в творчестве Левицкого 1773 году ему был заказан Екатериной II цикл портретов воспитанниц покровительствуемого императрицей Смольного института благородных девиц. Левицкий в течение 1773-1776 годов написал семь...
Читать

Новое поколение русских скульпторов. Ф. Г. Гордеев
Деятельность большинства скульпторов второй половины XVIII века связана с петербургской Академией художеств. Они учились в Академии, были ее пенсионерами за границей, а по возвращении становились ее профессорами и академиками.
Читать



Известные художники

Ге Николай Николаевич
Ге Н.Н. родился в Воронеже в 1831. В конце восемнадцатого столетия прадед Николая Николаевича эмигрировал в России, жил в Москве. Детство Николая прошло в деревне. Потом он обучался в киевской гимназии. Окончив ее, Ге поступил в Киевский университет. Оттуда он перешел в Петербургский университет. ...
читать
Герасимов Сергей Васильевич
Герасимов С.В. родился в 1885. Одаренный живописей, мастер книжной иллюстрации, график, прирожденный педагог, Сергей Васильевич реализовал во всех этих творческих сферах свой талант. ...
читать
Гинцбург Илья Яковлевич
Гинцбург И.Я.родился в 1859. Живя в Вильно, Гинцбург в раннем возрасте стал увлекаться вырезанием различных фигурок, предметов из точильного камня. 1-ые работы Ильи увидел Антоколоский, .................
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
 
 
Тональные отношения
Чтобы изобразить предметы правдиво, передать их материальные качества и пространственное удаление на плоскости, недостаточно только лишь светотеневой лепки объемной формы, передачи градаций ее светотени. Очень важным фактором, от которого зависит правдивое изображение предметов натурной постановки, является...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/razvitie_portretnogo.html on line 117

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/razvitie_portretnogo.html on line 117