главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Развитие портретного жанра в русской живописи. А. П. Антропов

    В русской живописи середины XVIII столетия ведущим жанром продолжает оставаться портрет. В развитии портрета этого времени намечаются две линии. Первая — это парадный портрет, портрет-ода, прославляющий государей и вельмож.
    Этот вид портретного изображения просуществовал в течение всего XVIII века, подвергаясь различным толкованиям на разных этапах. В 1740-1750-х годах в этом жанре работали преимущественно иностранные живописцы, наезжавшие в Россию. Типичен в этом отношении «Портрет Анны Иоанновны» уже упоминавшегося нами французского живописца Л. Каравакка. В 1750-х годах в Россию был приглашен более крупный французский художник Луи Токе, написавший парадный портрет императрицы российской Елизаветы Петровны.
    
    С другой стороны, реалистические традиции портрета петровского времени были продолжены в творчестве таких русских художников, как И. Я. Вишняков (1699-1761), И. П. Аргунов (1727-1802) и, особенно, А. П. Антропов (1716-1795).
    Изменившиеся исторические условия, глухая реакция 1730-х годов, когда Россией правили Анна Иоанновна и всевластный временщик Бирон, привели к известному затуханию героических черт в портрете.
    Но заложенные искусством петровской эпохи черты реализма, правдивого изображения человека остались отличительными особенностями русского портрета. И в деле поддержания и укрепления в искусстве середины XVIII века этих традиций первое место принадлежит А. П. Антропову.
    Портреты, выполненные Антроповым, дают нам яркую картину русского общества середины XVIII века. Сын солдата, Антропов был выходцем из народных низов. Он никогда не льстил своим моделям. Без всяких прикрас, с трезвой ясностью Антропов показывает нам дебелых пожилых барынь, невежественных и властных, близких родственниц госпожи Простаковой из фонвизинского «Недоросля» («Портрет А. М. Измайловой», 1754) у разряженных «впрах», как тогда говорили, откровенно набеленных и нарумяненных молодых модниц («Портрет Т. А. Трубецкой», 1761), властных длиннобородых архипастырей, противников М. В. Ломоносова («Портрет Сильвестра Кулябки», 1760).
    Наряду с этим Антропов с симпатией изображает людей незаурядных, вроде Д. И. Бутурлина (1763). Его энергичное, будто вытесанное из дуба, лицо с пристальным взглядом живых темных глаз напоминает по своему выражению портреты некоторых деятелей эпохи преобразовании.
    В качестве участника «Канцелярии от строений» Антропову приходилось много работать над росписью дворцовых сооружений в Петербурге и Москве. В 1750-х годах он был откомандирован в Киев для росписи только что построенного по проекту Растрелли Андреевского собора.
    Много работал в середине века портретист И. П. Аргунов, крепостной человек графа П. Б. Шереметева.
    
    Ранние работы И. П. Аргунова имеют некоторую связь с изысканным искусством рококо. В очень нежных тонах светлой гаммы написана его «Умирающая Клеопатра» (1750). Красив по цвету и композиции «Портрет П. Б. Шереметева» (1753).
    Со временем портреты Аргунова становятся все более реалистическими. Парные портреты Хрипуновых (1757) изображают пожилую чету в домашней одежде, за книгами. С большой симпатией и правдивостью писал Аргунов так хорошо ему знакомых подневольных людей в «Портрете девочки-калмычки Анны Николаевны» (1767) и, особенно, в позднем «Портрете крестьянки» (1784). Последнее произведение перерастает рамки портрета, в нем создан общий образ, исполненный моральной чистоты девушки и большой поэтичности.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
10*5=


Другие статьи из раздела:

Русские мастера декоративной живописи второй половины XVIII века
Огромное дворцовое строительство, которое велось в середине века, диктовало развитие декоративной живописи. Дворцовые залы завершались декоративными плафонами, как бы расширявшими пространство интерьера. На плафонах изображались...
Читать

Идеи и образы сентиментализма. Владимир Лукич Боровиковский
Портретное искусство XVIII века завершает В. Л. Боровиковский (1757-1825). Он был значительно моложе Рокотова и Левицкого и принадлежал уже к следующему поколению художников. Также выходец с Украины, он появился в Петербурге в...
Читать



Известные художники

Ге Николай Николаевич
Ге Н.Н. родился в Воронеже в 1831. В конце восемнадцатого столетия прадед Николая Николаевича эмигрировал в России, жил в Москве. Детство Николая прошло в деревне. Потом он обучался в киевской гимназии. Окончив ее, Ге поступил в Киевский университет. Оттуда он перешел в Петербургский университет. ...
читать
Герасимов Сергей Васильевич
Герасимов С.В. родился в 1885. Одаренный живописей, мастер книжной иллюстрации, график, прирожденный педагог, Сергей Васильевич реализовал во всех этих творческих сферах свой талант. ...
читать
Гинцбург Илья Яковлевич
Гинцбург И.Я.родился в 1859. Живя в Вильно, Гинцбург в раннем возрасте стал увлекаться вырезанием различных фигурок, предметов из точильного камня. 1-ые работы Ильи увидел Антоколоский, .................
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
 
 
Тональные отношения
Чтобы изобразить предметы правдиво, передать их материальные качества и пространственное удаление на плоскости, недостаточно только лишь светотеневой лепки объемной формы, передачи градаций ее светотени. Очень важным фактором, от которого зависит правдивое изображение предметов натурной постановки, является...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/razvitie_portretnogoo.html on line 117

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/razvitie_portretnogoo.html on line 117