главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Развитие романского искусства

    Искусство Средневековья не являлось чем-то застывшим в раз и навсегда установленных формах. Напротив. Оно эволюционировало: каждый его памятник по–своему неповторим. Появлялись новые сюжеты, старые отмирали или подвергались переработке. Традиционализм сочетался с разработкой актуальных тем и новых стилистических приемов в духе художественных идеалов своего времени.
    Средневековая иконография также видоизменялась. Например, раннехристианская живопись катакомб не осиливалась показать верующим распятого Иисуса. Искусство «Каролингской эпохи», которой была ближе демонстрация силы, чем выражение покорности, оставило в тени все, что могло выдать в Христе слабость: безмятежные эпизоды его жизни, тесную связь с обездоленными, его крестные муки.
    В дороманском и романском искусстве Христос на кресте предстает как победивший смерть триумфатор. Его глаза открыты, увенчанная короной голова  поднята, руки раскинуты почти горизонтально.
    С XIII в. в связи с развитием культа страдающего Христа, с повышением интереса к его земной жизни приходит более человечный образ страдающего Искупителя. Его изможденное тело, изогнутое в агонии, повисло на кресте, голова в терновом венце бессильно склонилась на плечо, глаза закрыты. Орудия страстей Христовых занимают место традиционных инсигний власти.
    Интерес к земному бытию бога и его страданиям нашел отражение в развернутых иконографических циклам (например, фрески Джотто в Капелле дель Арена в Падуе). Так, изучение эволюции того или иного сюжета может, выявить самые тонкие оттенки средневековой мысли.
    История искусства Средневековья знает и великие качественные скачки, например его тематическое и стилистическое г обогащение, связанное с возникновением готики. Реализм  готической скульптуры отвечал новому взгляду человека на окружающий мир как на достойный любования источник прекрасного.
    В период всеобщей феодальной раздробленности единство культуры сочеталось с ее локализацией, с созданием местных художественных центров. Так, романское зодчество Франции в зависимости от местных культурных традиций и особенностей духовной жизни распадается на несколько школ.
    
    В скульптуре Лангедока и бургундских монастырей, возглавляемых аббатством Клюни, господствует дух мрачного экстаза и беспокойной динамики. Именно здесь родились идеи реформы церкви для установления ее господства на земле. Здесь процветали мистические течения философии, утверждавшие возможность непосредственного общения с потусторонним миром в момент «высшего озарения».
    В скульптуре церквей Прованса, насыщенного памятниками римского времени, меньше стремительного движения. Фигуры провансальских святых, созданные под влиянием античных статуй, крепко и уверенно стоят на земле. Их лица спокойны и сосредоточенны, жесты сдержанны.
    Средневековый художник никогда не ограничивался пассивным копированием или эклектическим сочетанием разнородных элементов. Доля воображения также была велика. Мотивы, почерпнутые из источников различного происхождения, творчески перерабатывались в местной художественной среде как со стороны формы, так и содержания. Фигуры компоновались по-новому и преобразовывались под влиянием местного стиля.
    Сквозь эту трансформацию лишь с большим трудом можно распознать прототипы изображений. Ограниченный в выборе тем, оставаясь в рамках заданных композиций, мастер сосредоточивал усилия на решении сложных формальных задач. Так, романские скульпторы виртуозно подчиняли позы, жесты и пропорции фигур архитектурным формам: капителям, дугам архивольта, карнизам, колоннам. Очень часто единственным проводником созидающих было развитое чувство формы, и тогда символический подтекст отходил на задний план (вспомним слова Бернарда Клервосского).
    По костюмам и бытовым регалиям легко определить, кто изображен на византийских пиршественных чашах XII в.: греческая василисса в зубчатой короне или царь в лоратном облачении, знатный военачальник в плаще и походной обуви или легковооруженный пехотинец, танцор в рубахе с рукавами до земли или почти обнаженный акробат.) Греческим чеканщикам были хорошо известны боевые приемы сельджукских конных стрелков. Точная передача формы музыкальных инструментов и манеры игры на них позволяет реконструировать византийский ансамбль светской музыки. Константинопольские мастера видели выступления пришедших с Востока скоморохов-гистрионов, они знали обряды зимних празднеств при императорском дворе. Сквозь лес символов проглядывает пестрая жизнь Византии — этого «ока Вселенной», перекрестка путей и культур.
    

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
65-1=


Другие статьи из раздела:

Романское искусство. Статуи Шартрского собора
В романской пластике нас часто поражают ее возвышенная суровость и драматизм. Спиритуализм мировоззрения вел к предельной эмоциональной выразительности, одухотворенности искусства. В романской пластике и живописи нас поражает ее страстное внутреннее напряжение и мятущийся дух. Резкие контрасты светотени. ...
читать

Средневековое искусство: В мире символов
«Видимые формы, созерцаемые либо в природе, либо в святейших таинствах божественного писания, не ради них самих созданы... но являются образами незримой красоты». (Иоанн Скот Эригена)
читать



Известные художники

Леонардо (1452-1519)
Самый выдающийся гений Возрождения, Леонардо, занимает особое положение. Он был больше чем художник и архитектор — пытливый ум и неуемное любопытство позволили ему сделать важные открытия и нововведения в столь разных сферах, как инженерное...
читать
Каналетто (1697-1768)
Около 20 лет Каналетто был самым успешным художником Европы. Его виды Венеции были очень популярны, особенно у англичан, совершавших большое путешествие по Италии в XVIII в. в поисках образования, приключений и искусства. Он родился в Венеции...
Читать
Веласкес (1599-1660)
Карьера Диего Веласкеса была неразрывно связана с двором Филиппа IV в его родной Испании. Он родился в Севилье, но в 1621 г., вскоре после коронования Филиппа, отправился в Мадрид, где пришелся ко двору. Первый написанный им портрет молодого...
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Линия горизонта
Где бы ни находился изображаемый предмет, в закрытом помещении или на воздухе, прежде чем рисовать с натуры, необходимо определить его положение по отношению к линии горизонта: находится он выше или ниже уровня глаз. Линия горизонта образуется от пересечения с предметом воображаемой горизонтальной плоскости. ...
читать

Warning: include(men_niz1.html) [function.include]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users2/s/sozland/domains/vesnart.ru/razvitie_romanskogo_iskusstva.html on line 118

Warning: include() [function.include]: Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend/share/pear') in /home/users2/s/sozland/domains/vesnart.ru/razvitie_romanskogo_iskusstva.html on line 118