главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Рельефы с изображением подвигов Геракла

    В композиции Дмитриевского собора осуществлен синтез обеих версий сюжета: лучник из-за дерева стреляет в журавля. Как на рельефе с Гераклом и львом, движения фигур явно не согласованы. Журавль неподвижно стоит, стрелок же изображен бегущим к нему. Здесь можно повторить предыдущее рассуждение. В оригинале лучник, вписанный в круглое обрамление, был изображен опустившимся на правое колено. В левой руке он держал лук, а правой натягивал тетиву. Вырванный из рамки стрелок превратился в «бегущего». Такая поза лучника, заключенного в медальон или растительный завиток, а также фигура журавля имеют параллели в романском искусстве.
         Четвертый рельеф с Гераклом находится слева от окна под фигурами всадников. Богатырь в рубахе, вышитой на груди, сражается с огромной птицей. Левой рукой он схватил ее за крыло, а правой замахивается булавой. Массивное туловище птицы, крылья, выходящие из-за спины, уши на голове наводят на мысль, что резчик видоизменил оригинал,
    тол 1110 раненный им кентавр Несс стал причиной гибели героя. Теологи мидели и этой теме аллегорию победы Христа (Геракла) над демоническими кознями, а в моральном значении — борьбу христианской души с низменными, животными страстями, которые олицетворял «двутелый» кентавр. Вот почему битва Геркулеса с кентаврами изображена на крестильной купели из Хорнборга на острове Готланд.
    На бордюре гнезненских врат кентавр и Геркулес в сражении со стимфалийскими птицами расположены по сторонам сцены положения и соборе мощей св. Войцеха. Здесь кентавр символизирует прусских язычников, побежденных героическим подвижничеством святого. На портале собора св. Гертруды в Нивеле (Бельгия) находим близкую идейную антитезу: кентавр предстоит Самсону, раздирающему льва.
    Формальный анализ рельефов с изображением подвигов Геракла позволил установить, что моделью для них послужил предмет типа шкатулки, где фигуры заключены в круглые обрамления. Как свидетельствует большинство аналогий, он происходил из Рейнской области или близлежащих областей Франции и Германии. С территорией но Рейну, Маасу и Мозелю попадали на Русь изделия из золота и серебра (например, черниговская крышка), эмали, водолеи в виде животных, алтарные подсвечники, гравированные чаши, костяные шашки. Эти художественные произведения могли использоваться в качестве образцов древнерусскими мастерами.
    Однако работа по образцу никогда не ограничивалась простым копированием. Напрасно искать в романском искусстве сцены, тождественные рельефам Дмитриевского собора. Мастер подчиняет все увиденное стилистическим нормам владимирской пластики. Он создает оригинальные композиции, остроумно комбинируя Геракла и льва. Под его резцом драконовидный монстр превращается в птицу.
    Поединки со львами и другими чудовищами отвечали героическим идеалам феодала воина. Близки по значению и другие рельефы Дмитриевского собора, который при Всеволоде соединялся переходами с его дворцом. Закомару восточного прясла южной стены занимает «Вознесение Александра Македонского».
    В закомаре восточного прясла северной стены изображен сам князь Всеволод с сыновьями; у его ног изваяны эмблематические звери: барс, лев и грифон. К тому же кругу сюжетов относятся воин, вонзающий меч в пасть попавшего в капкан зверя, борцы, сцепы терзания хищниками ланей и зайцев. При сопоставлении резьбы Дмитриевского собора с дворцовыми росписями Византии и Западной Европы обнаруживаем несомненное тематическое сходство.
    Образ демонического льва, как в капле воды, отразил христианские представления о материальном мире и загробной жизни. На Западе в XI—XII вв. сильное звучание получает дуалистическая доктрина нескончаемой борьбы духа и плоти, светлых сил церкви и Христа с воинством сатаны.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
40*2=


Другие статьи из раздела:

Византийские портреты. Мотивы и сюжеты
В среде феодальной знати он служил символом сверхчеловеческой силы и великих подвигов. Даниил Заточник молит бога дать его князю «Самсонову силу» для защиты Руси. В «Житии Александра Невского» говорится, что сила этого князя была частью силы Самсона. Библейский силач проникает и в русский былинный эпос. Здесь он...
читать

Средневековое искусство: В мире символов
«Видимые формы, созерцаемые либо в природе, либо в святейших таинствах божественного писания, не ради них самих созданы... но являются образами незримой красоты». (Иоанн Скот Эригена)
читать



Известные художники

Леонардо (1452-1519)
Самый выдающийся гений Возрождения, Леонардо, занимает особое положение. Он был больше чем художник и архитектор — пытливый ум и неуемное любопытство позволили ему сделать важные открытия и нововведения в столь разных сферах, как инженерное...
читать
Каналетто (1697-1768)
Около 20 лет Каналетто был самым успешным художником Европы. Его виды Венеции были очень популярны, особенно у англичан, совершавших большое путешествие по Италии в XVIII в. в поисках образования, приключений и искусства. Он родился в Венеции...
Читать
Веласкес (1599-1660)
Карьера Диего Веласкеса была неразрывно связана с двором Филиппа IV в его родной Испании. Он родился в Севилье, но в 1621 г., вскоре после коронования Филиппа, отправился в Мадрид, где пришелся ко двору. Первый написанный им портрет молодого...
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Линия горизонта
Где бы ни находился изображаемый предмет, в закрытом помещении или на воздухе, прежде чем рисовать с натуры, необходимо определить его положение по отношению к линии горизонта: находится он выше или ниже уровня глаз. Линия горизонта образуется от пересечения с предметом воображаемой горизонтальной плоскости. ...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/rel_efi_s_izobrazheniem_podvi.html on line 117

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/rel_efi_s_izobrazheniem_podvi.html on line 117