главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Религиозные и эстетические связи в средневековом искусстве

    В соответствии с дуалистической концепцией мира животные романского бестиария делятся на воплощающих силы добра — Христа, церковь, Богоматерь, добродетели и на персонифицирующих дух зла.
    В средневековом искусстве облик аспида соответствует описаниям «Бестиариев»: «Аспид, похожий на дракона, охраняет древо утешения, так что никто не может к нему приблизиться. Между тем существует средство отвлечь его от охраны, а именно — очаровать пением.
    В прошлом веке в низовьях Оби нашли серебряную чашу — очень редкий образец лиможской черни рубежа XII—XIII вв. В ромбических клеймах на стенках сосуда изображен персонифицирующий душу обнаженный человек между двумя драконами. Крылатые чудовища с маленькой головой, длинной шеей, гибким чешуйчатым телом на двух коротких лапах и со змеиным хвостом напоминают доисторических ящеров. Человек пытается вырваться из клубка растительных плетений, продолжающих тела этих призрачных существ.
    Не могли созерцаться без страха и сирены — существа с красивым девичьим лицом и туловищем птицы, сидящие на романских капителях. Эти обольстительные создания олицетворяли чувственную прелесть, их песни — обманчивую привлекательность земных благ, а корабль Одиссея — церковь, которая оберегает верных от соблазнов житейского моря. Женщина, приснившаяся Данте в Чистилище, образ корыстолюбия, чревоугодия и сладострастия, сравнивает себя с нежной сиреной, «мутящей рассудок моряков» (песнь XIX).
    
    Как известно, Одиссей, зная, что сирены своим чарующим пением завлекают моряков в пучину, приказал привязать себя к мачте, а своим спутникам залепил уши воском. В «Деяниях римлян» в рассказ о скитающемся царе Итаки внесены новые подробности: одна из сирен играет на лире, вторая — на кифаре, третья поет дивным голосом.
    В романской скульптуре сладкогласную сирену иногда изображали с хвостом змеи — признаком ее ядовитого естества. В верованиях Древней Эллады сирены были связаны с темой смерти и преисподней. Это кровожадные злые духи, которые, подобно скандинавским валькириям, носили души умерших в Аид. На древнегреческих надгробиях сирены символизировали души, покинувшие тело.
    В Средневековье птица с человеческой головой сохранила свое зловещее значение. На мозаике XII в. в Пезаро (Италия) рядом с сиреной надпись: «1апиае». Следовательно, они ассоциировались с ламиями — летающими по ночам кровожадными зверями в образах женщин.
    В романской скульптуре гарпии предстают в виде птиц с мужской бородатой головой. Персонифицируя душу умершего, гарпия символизировала смерть. На гнезненских вратах она помещена напротив изображения останков св. Войцеха, убитого в языческой стране пруссов. Художник умышленно подчеркнул сходство бородатой головы гарпии с головой Войцеха, насаженной на кол,— так своеобразно выражена скорбь по поводу трагической гибели святого. Персонаж в единоборстве с гарпией изваян на капители собора
    Водолей XII—XIII в найденный во Вщиже (в Брянской области). Государственный исторический музей
    Бронзовый водолей XII в. в форме птицы с мужской головой, сделанный в Германии, был найден на территории древнерусского города Вщижа (Брянская область).
    Романское искусство знало и водяную сирену в облике женщины с рыбьим хвостом. На углу капители ее чешуйчатый хвост раздваивается, иногда он кончается не плавниками, а растительными побегами. У сирен-рыб длинные волосы, свободно спадающие на обнаженные плечи или заплетенные в косы. Проповедники называли их «сетью Афродиты», которой увлекают на греховный путь. Рыбы в руках сирен (капитель музея в Анже) — это христианские души, поддавшиеся их чарам.
    
    В искусстве Средневековья сирен часто сопровождают кентавры — полулюди-полулошади с буйным темпераментом. На капители баптистерия Сен Жан в Пуатье сирена и кентавр сгруппированы по сторонам змея-искусителя. На капители из Августинского музея в Тулузе кентавр и сирена-рыба обращены в бегство обнаженным человеком с копьем: порок не выдерживает столкновения с благочестивой душой.
    В античной мифологии кентавры участвуют в вакханальных процессиях и оргиях. У этих лесных демонов необузданный нрав и пристрастие к вину.
    Уже античное искусство знало кентавра-охотника с дичью в руке или стреляющего из лука назад. В средневековой скульптуре кентавр-стрелец фигурирует среди двенадцати знаков зодиака, соответствуя ноябрю — месяцу больших охот.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
100/2=


Другие статьи из раздела:

Средневековое искусство: В мире символов
«Видимые формы, созерцаемые либо в природе, либо в святейших таинствах божественного писания, не ради них самих созданы... но являются образами незримой красоты». (Иоанн Скот Эригена)
читать

Влияние востока на развитие византийского искусства
По свидетельству среднеазиатского ученого аль-Фараби (870—950), лютня пользовалась большим почетом на мусульманском Востоке. В Византии, культурно связанной с арабами и персами, лютня стала известна очень рано. Ее изображение встречаем на мозаике пола Большого дворца в Константинополе (вторая половина VI в.). По...
читать



Известные художники

Леонардо (1452-1519)
Самый выдающийся гений Возрождения, Леонардо, занимает особое положение. Он был больше чем художник и архитектор — пытливый ум и неуемное любопытство позволили ему сделать важные открытия и нововведения в столь разных сферах, как инженерное...
читать
Каналетто (1697-1768)
Около 20 лет Каналетто был самым успешным художником Европы. Его виды Венеции были очень популярны, особенно у англичан, совершавших большое путешествие по Италии в XVIII в. в поисках образования, приключений и искусства. Он родился в Венеции...
Читать
Веласкес (1599-1660)
Карьера Диего Веласкеса была неразрывно связана с двором Филиппа IV в его родной Испании. Он родился в Севилье, но в 1621 г., вскоре после коронования Филиппа, отправился в Мадрид, где пришелся ко двору. Первый написанный им портрет молодого...
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Линия горизонта
Где бы ни находился изображаемый предмет, в закрытом помещении или на воздухе, прежде чем рисовать с натуры, необходимо определить его положение по отношению к линии горизонта: находится он выше или ниже уровня глаз. Линия горизонта образуется от пересечения с предметом воображаемой горизонтальной плоскости. ...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/religioznie_i_estetitheskie_s.html on line 117

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/religioznie_i_estetitheskie_s.html on line 117