главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

«Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин (1844-1930)

«Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин (1844-1930)

«Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин (1844-1930)

    Русский живописец.
    Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художников, позднее — был стипендиатом Петербургской Академии художеств. Член Товарищества передвижных художественных выставок. С 1893 года — действительный член Академии художеств.
    Большое влияние на взгляды Репина оказала эстетика революционных демократов, в частности — статьи критика Стасова.
    Уже в ранних работах («Воскрешение дочери Иаира», 1871) проявились одаренность и наблюдательность художника.
    С начала 70-х гг. Репин выступает как художник-демократ; он отстаивает принципы народности художественного творчества.
    Репин совершает поездки на Волгу, где пишет этюды и наблюдает жизнь народа, в частности — бурлаков («Бурлаки на Волге», 1870-1873). В годы пребывания в Италии и Франции Репин знакомится с искусством Западной Европы, пробует себя в пленэрной живописи. В конце 1870 — начале 80-х гг. художник увлеченно работает над крестьянской темой («Проводы новобранца», «В волостном правлении», 1877). Пореформенная Россия, сложность существовавших в ней социальных отношений, многообразие ее жизни Репин показывает в картине «Крестный ход в Курской губернии» (1880—1883).
    С 1882 года Репин живет в Петербурге. Конец 1870-х — 1880-е гг. наиболее плодотворный период в творчестве художника. Каждое появление на выставках его лучших картин становится событием в художественной и общественной жизни России.
    В эти годы Репин создает и лучшие портреты. В них проявились его любовь к человеку и глубокий психологизм. В грандиозной портретной галерее, созданной Репиным, как и в жанровых картинах, раскрылись наиболее яркие черты русской жизни (портреты В. В. Стасова, А. Ф. Писемского, М. П. Мусоргского, Н. И. Пирогова, П. А. Стрепетовой, А. И. Дельвига, Л. Н. Толстого). Высокого мастерства достигает Репин и в графике, работает над иллюстрациями.
    Кисти Репина принадлежат также полотна на исторические темы. Интерес художника к прошлому определялся вопросами, поднимавшимися современностью. Репина привлекали сильные натуры, судьбы которых были связаны со значительными историческими событиями. В портретах мастер решает психологические и драматические задачи («Царевна Софья», 1879, «Иван Грозный и сын его Иван», 1885). Последним значительным историческим произведением Репина стала картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878—1891). В 1894-1907 гг. Репин преподавал в Академии художеств, был ее ректором. После 1917 года Репин живет в усадьбе «Пенаты» в Куоккале, в Финляндии. В «Пенатах», где он умер и похоронен, в 1940 году был открыт мемориальный музей.
    «Бурлаки на Волге» (1870-1873).
    Волга, жизнь простых людей на великой реке всегда привлекали Репин, который чувствовал в труде и быте волжан средоточие, глубинный нерв народной жизни.
    С пристальным вниманием изучал он бурлаков. Тогда по Волге — реке торговой — ходило множество барж с различным товаром. Баржи не были самоходными — их тянули бурлаки, люди, которых использовали как тягловый скот. Бурлак — символ тяжелого, отупляющего рабского труда.
    Репин блестяще решил композиционную и колористическую задачу своего многофигурного полотна. Золотистый цвет реки, неба и песка вызывающе контрастирует с темной гурьбой бурлаков, которые воспринимаются именно как цельная грубая масса. Вместе с тем художник с редким психологизмом отразил своеобразие каждого персонажа. Вот профиль высокого худого человека с трубкой — это явно лентяй, волынщик, который только притворяется, что тянет лямку. Вот покорное мудрое лицо бородатого мужичка, очевидно, умеющего и организовать общий труд, и уладить конфликты. Выделяется на общем фоне фигура высокого светловолосого юноши, который выпрямился, чтобы поправить лямку, а загляделся на волжские просторы. Он весь — воплощение молодости и надежды. «Бурлаки на Волге» проникнуты смешанным чувством скорби о страданиях народа, протеста против его униженного состояния и верой в неизбежность скорых перемен.
    «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883). Над этюдами к картине Репин работал в усадьбе известного русского предпринимателя и мецената Саввы Ивановича Мамонтова — Абрамцеве. Ему виделась огромная человеческая лавина, которая будет приведена в движение маленьким изображением Богоматери.
    В этом монументальном полотне сочетается убедительность реалистической сатиры и гуманистическое сочувствие к жителям российской деревни. В многофигурной композиции представлены священники, нищие, странники, крестьяне. Выразительны живописные характеристики действующих лиц. Просветленной надеждой дышит лицо светловолосого горбуна на костылях, свято верящего в то, что он сможет исцелиться. Но рядом с ним — лица, в которых только тупое смирение и уныние.
    Убогость происходящего подчеркивает и унылый пейзаж: бледное небо, палящий зной, косогор с выжженной травой и пнями. В строго продуманной композиции картины, в передаче световоздушной среды проявилось высокое мастерство Репина-живописца.
    Многие из его друзей, учеников и единомышленников были в недоумении: им казалось, что в картине нет не только ничего святого, но и ничего прекрасного. Однако о «Крестном ходе» можно сказать словами Николая Некрасова: «Он проповедует любовь враждебным словом отрицанья».
    «Не Ждали» (1884-1888). В интерьерном групповом портрете изображена сцена возвращения ссыльного домой. В образе революционера звучит трагическая тема героя, судьба которого была хорошо понятна демократически настроенным современникам. Репин показал зрителю сложную гамму переживаний членов семьи, встречающих отца, сына, мужа. Композиционное построение картины обусловлено психологическими взаимоотношениями. Нерешительно застыла в дверях фигура вернувшегося из ссылки человека. Удивлен и обрадован сын-гимназист. Жесты и позы передают волнение и растерянность персонажей, которые в первый момент не могут поверить, что разлука позади. В изображении скромного, но благородного интерьера Репин пользуется чистыми и светлыми цветами, составляющими единую цветовую гамму. Изображая героическое и возвышенное в жизни рядовых людей, Репин придавал бытовому жанру то высокое значение, которое раньше имела лишь историческая живопись.
    «Царь Иван Грозный и сын его Иван» (1889).
    В 1889 году на Выставке передвижников впервые была показана картина Репина «Царь Иван Грозный и сын его Иван». Илья Ефимович Репин изобразил это событие как эмоциональную драму, трагедию не только государственную, но и личную. На лице Грозного — ужас перед содеянным. В позе мертвого царевича — успокоение. Репин ярко выявляет психологический контраст, драму противоположных характеров, трагедию того, что отец и сын смогли примириться только после смерти.
    Красный колорит, реалистическое, экспрессивное изображение крови и безумие на лице царя-сыноубийцы вызывали резкое неприятие у шокированных зрителей. Люди с неустойчивой психикой теряли перед картиной сознание, проявляли агрессию. Журналисты и критики всерьез обсуждали, имеет ли такая картина право на существование.
    Репин долго искал типажи для создания образов Иоанна Грозного и царевича Ивана. Образ царевича художник увидел в лице известного русского писателя Гаршина. Для Грозного позировал один из знакомых художника.
    Очень выразительны композиция и цветовая гамма картины. Иоанн Грозный, в приступе раскаяния обхвативший голову сына, изображен в центре, на пересечении диагоналей. Красные клетки ковра, красноватые одеяния героев — все создает «симфонию крови». Даже в предметах алый цвет интерьера ассоциируется с цветом крови.
    «Запорожцы пишут письмо турецкому Султану» (1878-1891). Над своим последним историческим полотном Репин работал много лет. Делал этюды, изучал литературу и костюмы той эпохи. Запорожцы для художника — воплощение воли, силы, свободного и героического мужского товарищества. Многофигурное полотно выражает единение и общность собравшихся и одновременно представляет колоритные психологические типы. Жизнерадостный и грубоватый запорожский юмор передан Репиным с необычайной достоверностью. Картина словно доносит до нас острые словечки, ехидные замечания и оглушительный хохот. В единое целое организована богатая гамма лиц и одежд. Такие детали, как стоящая на грубых досках стола сулея с вином, лежащие под рукой у казака карты, перо у войскового писаря, не мельчат изображения, а образуют превосходную живописную канву для героев картины. Картина имеет два варианта. Один, оконченный в 1891 году, находится сейчас в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Другой, помеченный 1893 годом, ныне хранится в Харьковском художественном музее.

 

 

Последние статьи нашего сайта

Искусство собирать искусство. "Супер-коллекционер" Чарльз Саатчи рассказывает о своих открытиях 
Некогда один из самых успешных рекламистов, а ныне галерист, влиятельнейший коллекционер и специалист по поиску молодых и потенциально ультрамодных художников, Чарльз Саатчи - человек непубличный. Однако в сентябре 2009 года издательство Phaidon выпустит книгу "My Name Is Charles Saatchi And I Am An Artoholic" ("Меня зовут Чарльз Саатчи, и я искусствоголик"), из которой можно почерпнуть массу интересного о мире современного искусства и собирательства. Избранные реплики Саатчи из книги опубликовал еженедельник The Observer.  
читать

Китайcкие эксперты едут искать похищенные ценности по всему миру 
Китай намерен отправить группы экспертов в музеи США, Европы и Азии в поисках похищенных сокровищ китайского искусства.
читать

Музей искусств в Техасе приобрел самое раннее из сохранившихся творений Микеланджело 
Честь представить широкой публике самое раннее творение великого итальянского скульптора, живописца, архитектора и поэта Микеланджело Буонарроти (1475-1564) досталась США.  
читать

 

Найдена неизвестная ранее картина Питера Брейгеля-младшего
Неизвестная ранее картина знаменитого голландского художника Питера Брейгеля-младшего (1564 - 1638) найдена в Нидерландах во время съемок телепередачи "Между искусством и кичем" в находящемся в городе Энсхеде Государственном музее "Твенте".  
читать

 


НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
Большая часть материала взята "Большая серия знаний" - Изобразительное искуство © ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005