главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Искусство Рима и Умбрии

Страница №1

В борьбе, которую папы римские вели с рассматриваемую эпоху то с немецкими императорами, то с антипапами, то с римским народом, то с римской знатью, Рим просто был лишен благоденствия и мира, которые были так необходимы для самостоятельного развития культуры и искусства. Редко мы наталкивались на новые и относительно свежие веяния. В общем, Рим в это время был подвергнут старым, и уже исказившимся временем традициям.

Ранеехристианское направление держалось в Риме за счет архитектуры, которая в городе практически не принимала участия в «романском движении» и стремилась вернуться к более древнему и строгому стилю. Главным типом храма являлась древняя римская базилика. Осталась и устаревшая схема плана, и открытые стропила, и деревянные плоские стропила. Здесь по старому использовались античные колонны. К началу 12-го века можно отнести перестроенная церковь Сан-Клименте (святого Климента), в которой шестнадцать различных античных колонн объединены между собой изящными полуциркульными арками.

Но римские базилики середины и конца XII в. и первой половины XIII в. возвращаются к прямолинейному антабле­менту над колоннами продольного корпуса; таковы, например, велико­лепная церковь Санта-Мария ин Трастевере (1139) с сильно возвышен­ным трансептом, напоминающим собой романские церкви, Сан-Кризо- гоно, древняя, восстановленная в 1128 г. базилика с триумфальной ар­кой, поддерживаемой величайшими в Риме античными порфировыми колоннами, церковь Сан-Лоренцо фуори ле Мура (св. Лаврентия) с ее нартексом, ионический антаблемент которого покоится на шести ан­тичных колоннах. Другие церкви изменили свою первоначальную фор­му вследствие позднейших пристроек к ним колоколен или «галереи клуатров», то есть монастырский двор или сад, обнесенный со всех четырех сторон открытой галереей, полуциркульные арки которой по­коятся на двойных роскошно орнаментированных колонках.

Крытый атрий изящной церкви Сан- та-Мария ин Козмедин при­надлежит XI столетию; тог­да же, по нашему мнению, построена и ее красивая че­тырехгранная колокольня в семь богато расчлененных ярусов с двойными и трой­ными арочными окнами (рис. 133). Но в церквах, со­единенных с монастырями, исчез окруженный портика­ми западный атрий; его за­менила устроенная с южной стороны церкви галерея клуатра. Некоторые рим­ские галереи клуатров это­го рода могут считаться са­мыми прекрасными и ориги­нальными созданиями ро­манского зодчества на берегах Тибра.

Галерея клу­атра при церкви Сан-Лорен- цо фуори ле Мура (около 1190 г.) с ее одиночными, неудвоенными карликовы­ми колоннами еще проста и несколько тяжела. Роскошнее и изящнее обширный монастырский двор церкви Сан-Козимато (около 1200 г.), двойные колонки которого име­ют чашевидные капители. Но наибольшей пышности достигают гале­реи клуатра при Латеранской базилике (1222—1230) и при Сан-Паоло фуори ле Мура (1220—1241), где мраморные колонны аркад и фризы покрыты богатой и разноцветной мозаикой геометрического узора, при­надлежащей образцам той архитектурной орнаментации, которая, как уже было замечено нами выше, распространилась из Монте-Кассино, с одной стороны, на юге Италии, а с другой — в Риме. В Вечном городе этот род орнаментации, употреблявшийся кроме галерей клуатров так­же и для алтарных загородок, кафедр, дверных рам, полов, седалищ и подсвечников, постепенно совершенствуясь в трудах стольких поколе­ний художников, уже гордо выставлявших свои имена на исполненных ими произведениях, достиг значительной строгости стиля и изящества.

Рис. 133. Церковь Санта-Мария ин Козмедин в Риме. С фотогра­фии Алинари

Страница 1 2 3 4 5

 

ИСКУССТВО ИТАЛИИ

Итальянская живопись эпохи дученто
В трактовке эпохи дученто специалисты, сами того не замечая, продолжают ломать копья по вопросу приоритета Сиены, Пизы или Флоренции. Известно, что всякий новоиспеченный миллиардер не успокоится, пока его частное собрание не пополнится мадонной Берлингьери или иконой Рублева, распятием из Сполето или каталонским...
читать
Этапы развития поздней итало-византийской живописи
Среди большинства живописцев с их механической и чуть ли не бюрократической приверженностью к схеме нам необходимо выделить тех, кто все же сумел преодолеть в себе эту слепую привязанность и отыскать путь или пути прямого самовыражения.
читать
Итальянский Проторенессанс
Гротеск, к которому сознательно обратились поздний Джунта Пизано, «Мастер святого Франциска», Коппо ди Марковальдо и близкий ему по манере автор «Ада» во флорентийском баптистерии (хотя, быть может, это одно и то же лицо), свидетельствует о желании этих художников довести до крайней экспрессивности весь набор...
читать
Новое эстетическое начало. Джованни Чимабуэ
В разработке сугубо религиозной темы уже достаточно черт, предвосхищающих драматический накал, который будет свойствен фресковым росписям в Ассизи. Немало можно было бы сказать и о самой манере письма. Например, о выполненных темными точечными мазками глубоких тенях у ноздрей и уголков рта, словно вырезанных резцом. ...
читать

Флорентийская живопись второй половины XIII века
Пространство у Джотто
Опыты с перспективой. Джотто ди Бондоне
Готический символизм. Стефано да Верона
Итальянская живопись первой трети кватроченто
Раннее Возрождение: Фрески церкви Дель Кармине, Мазаччо и Мазолино
Расцвет флорентийского искусства. Мазаччо
Этапы развития болонской живописи
Развитие болонской школы с первых десятилетий треченто
Раннее Возрождение в Италии
Пленительный гротеск. Амико Аспертини
Предельное изящество фигур. Франческо Приматиччо
Итальянский академизм. Аннибале и Людовико Карраччи
Новое открытие античности. Аннибале и Людовико Карраччи
Величайшие живописцы болонской школы: Доменикино, Альбани, Креспи
Феррарская школа живописи
Венецианская школа живописи
Великие венецианские живописцы. Джентиле Беллини
Раннее кватроченто в Италии: Витторе Карпаччо
Расцвет искусства Великого Возрождения: Тициан
Мифологические сюжеты Джорджоне
Блестящая манера Якопо Бассано
Многогранность экспрессивного гения. Якопо Тинторетто
Позднее Возрождение. Паоло Веронезе
Жизненная выразительность образов Джузеппе Креспи
Цикл «Семи таинств». Джузеппе Креспи
Формирование художественной манеры Пьеро делла Франческа
Раннее творчество Пьеро делла Франческа
Полиптих с «Мадонной делла Мизерикордия». Пьеро делла Франческа
Гармония форм. Пьеро делла Франческа
Венецианская живопись XVII века
Живописцы венецианской школы позднего барокко и рококо


НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
Партнеры и партнерские ссылки
Большая часть материала взята "Большая серия знаний" - Изобразительное искуство © ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005