главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства
Рисуют дети. Выставка в Мордовии
Транспорт вчера, сегодня, завтра
Рисунки к басням Крылова
Уроки изобразительного искусства. Лепка
Фантазии Эшера
Из истории мирового искусства. Тичиан и античность
Выставки. Герои и воины
Не сотвори себе кумира
За кадрами мультфильма
Работа карандашом

К 125-летию со дня рождения В. А. Серова

СТРАНИЦА № 1

К 125-летию со дня рождения В. А. Серова

Рисунки к басням И. А. Крылова

Известно, какую страсть питал Серов к животным. Едва ли есть хоть один альбом его рисунков, в котором не было бы зарисовок с лошадей, ворон, лисиц, волков, обезьян. В какой бы город его ни забрасывала судьба, он первым делом справлялся, нет ли там зоологического сада.

Когда в 1895 году А. И. Мамонтов, не раз уже обращавшийся к Серову с предложениями иллюстрировать то одну, то другую книгу, попросил его сделать несколько рисунков к басням Крылова, он с радостью ухватился за мысль, открывавшую широкое поле для применения его страсти и знаний «но звериной части». Мамонтов задумал издать с рисунками все басни Крылова, но, подобно многим другим его издательским планам, издание не состоялось и из выполненных Серовым рисунков было издано только два и то крайне неудачно в полиграфическом отношении.

« Квартет». Первоначальный вариант. Карандаш. 1895—1898.
« Квартет». Позднейший вариант. Карандаш.1898—1911.

Эти рисунки, пройденные то сепией, то акварелью, были типичными иллюстрациями к басням. Они и тогда уже были лучшими из всех попыток иллюстрировать крыловские басни, но Серову хотелось иного, хотя тогда он и сам еще не мог точно определить, чего в них не хватало и как следовало подойти к басне, чтобы иллюстрация выросла до некоего жанра, имеющего самостоятельное художественное значение. Одно было ему все же ясно — надо рисовать гораздо проще, отбросив тоновой и цветной рисунок, отказавшись от ненужных мелочей и назойливого натурализма. И Серов начал упорно искать тот басенный стиль, который в какой-то мере отвечал бы крыловскому стилю. Сумел же Крылов его найти, дав впервые русский, народный вариант литературного жанра, известного уже античному миру. Так же точно, как Крылов нашел для своих басен нужный им язык, так, думалось Серову, надо бы найти и язык изобразительный.

Забросив кисть, он ограничивается одним карандашом, но и в карандаше сначала еще мешают общепринятые приемы живописности, тона, светотеневых отношений.

В 1898 году Серов получил приглашение приехать на все лето в Борисоглеб на реке Мологе Ярославской губернии. Специально для него был куплен печатный станок для офорта, которым Серов тогда сильно увлекался, и он поехал, заполнив здесь в течение лета несколько альбомов рисунками, послужившими материалом для целой серии басен. Некоторые рисунки, захваченные с собой, он переделывает-на новый лад, но все еще не может остановиться на чем-либо определенном. Рисунки для «Квартета» он столь основательно перерабатывает, что они получают абсолютно новые черты, впервые обозначив переломный момент всех басенных поисков.

«Тришкин кафтан». Варианты.Карандаш. 1896—1911.

Серов сам чувствует, что как будто начинает нащупывать твердую почву под ногами. Закончив в Борисоглебе этот вариант «Квартета», он тут же дарит рисунок жене, снабжая его многоговорящей надписью-посвящением: «Ольге Федоровне Серовой от супруга». Ольга Федоровна передавала мне, что он был тогда особенно в ударе и ему казалось, что дело с баснями наконец наладилось и идет к концу. Но лучшее есть враг хорошего, и на этой стадии рисунка дело не остановилось. Понадобилось еще три года, чтобы благополучно завершились долголетние мучительные поиски того стиля басен, который получил наименование серовского. Летом 1911 года в Домотканове Серов закончил последний вариант «Квартета», окончательно им утвержденный для печати.

К этому времени у него полностью определился и волновавший его вопрос оформления издания басен.

Вначале он думал дать все басни, но постепенно пришел к мысли ограничить их число, отобрав только свои любимые. Уже самый этот выбор указывает на мотивы, его определившие. Серов отбрасывает все сюжеты, не поддающиеся упрощению до конца, требующие по тем или другим основаниям иного решения и не вмещающиеся в лимиты легкого карандашного контура. В результате тщательного неоднократного взвешивания он останавливается на следующей мысли.

«Ворона и лисица». Карандаш. 1896—1911.
«Ворона». Карандаш, акварель. 1896.

Издание должно называться «Двенадцать рисунков В. Серова на басни И. А. Крылова» и состоять из рисунков крупного размера, предназначенных для воспроизведения в величину оригиналов фототипическим способом, обеспечивающим факсимиле передачи.

Выбрав из всех рисунков басен, делавшихся в разное время, двенадцать, Серов их вновь прошел в 1898 году в Борисоглебе, а в 1911 году в Домотканове опять их значительно упростил, а частью и совершенно перерисовал, на что ушло все последнее лето его жизни. В процессе этой заключительной переработки он использовал технический метод накладывания прозрачной пергаментной бумаги на готовый уже рисунок. Он без конца накладывал вес новую кальку на предыдущий рисунок, всячески его упрощая, обобщая и улучшая в композиции, линиях, формах, наглядным примером чего может служить последний вариант «Квартета» 1911 года.

Щука. офорт. 1896.
Лев и лисица Офорт. 1808.
«Мартышка и очки». Карандаш. 1896-1911,
«Лев и волк». Карандаш. 1896-1911

Серов располагает в нем зверей в обратном порядке против предыдущего — справа налево, сохраняя тот же их последовательный порядок, но совершенно переработав позы, движения, ужимки каждого участника квартета. И надо сказать, эта переработка значительно улучшила как общую композицию, так и облик каждого зверя. В первом варианте не очень удачен медведь, из-за положения фас утративший выгодные для него контуры, в последнем варианте он взят в профиль, приобретая более внушительный вид. Гораздо лучше характеризованы козел и осел, получившие более комические черты. Много выиграла мартышка, изображенная в прежнем варианте за дирижерским пультом присевшей на пне, в последнем она тоже управляет квартетом, но стоит пород остальными участниками, похлопывая смычком по лежащим на земле нотам. При новой расетановке выиграл весь рисунок.

Страница 1 2
gfgh.jpgВыставка шедевров Антонелло да Мессины в Москве.
2 февраля в Третьяковской галереи открывается выставка величайшего портретиста эпохи раннего Возрождения Антонелло да Мессины. Его творчество сочетает элементы нидерландской и итальянской школ живописи.
читать
В Шотландии картины, украденные более 15 лет назад, найдены.
Полиция Шотландии случайно обнаружила три картины, которые были украдены более 15 лет назад из музея Глазко. Куратор галереи и музея Келвингроув, в ноябре 2010 года обнаружил в каталоге аукционного дома одну из этих картин. С этого и началось полицейское расследование. Найденные картины оценивают более чем 200 тычяч фунтов стерлингов.
читать

Материал в картинках

Эдуард Мане (1832-1883)



Передвижники



Пабло Пикассо (1881-1973)


Камиля Писарро (1830-1903)


НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.

 

Большая часть материала взята "Большая серия знаний" - Изобразительное искуство © ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005