главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Романская орнаменталистика

    Романская демонология была чужда византийскому и древнерусскому искусству XI—XIII вв.; сам характер восточного православия не мог способствовать ее развитию. Восточное христианство, впитавшее элементы идеалистической философии неоплатонизма, устанавливало гармоническую, неразрывную связь между богом и материальным миром как его творением. В каждом качестве и свойстве видимого мира усматривали некое божественное начало, в красоте земной— отблеск красоты небесной. Созданная для людей природа едина, гармонична и совершенна. Ее взаимосвязанные звенья — минералы, растения, животные — предназначены служить человеку, поставленному в центре мироздания.
    
    Концепция природы как источника неувядаемой красоты, созвучна языческому пантеизму. Этот жизнерадостный взгляд на Вселенную напоминает учение «великого патриарха нищих» Франциска Ассизского (1182—1226), который всюду в природе видел проявления божественной любви.
    Владимир Мономах был знаком с творчеством Василия Кесарийского (IV в.), вошедшим в состав позднейших сочинений. Усвоившее античную философскую культуру, в том числе воззрения неоплатонизма, оно отвечало вкусам и мировоззрению древнерусского читателя, несвободным от языческих реминисценций. Миропониманию этого читателя была созвучна воспринятая восточным христианством космология неоплатоников, их представления о присутствии божественного начала в каждой духовной и телесной субстанции окружающего мира, о совершенстве и вечности материи как инобытия бога. В восточном христианстве отсутствует резкое противопоставление бога мирозданию, духовного — телесному, столь характерное для ортодоксального католицизма. Подчеркивая примат духовного над материальным, оно не содержало в себе осуждения плоти, которая объявлялась божьим созданием.
    По учению неоплатоников, зло в мире не связано с греховным поведением людей, а возникает как результат свободной воли человека, неспособного избежать ошибок в выборе решений.
    В искусстве Византии и Балкан животные олицетворяли преимущественно положительные по отношению к человеку свойства. Их изображения в архитектурной резьбе, на вратах храмов или на донцах сосудов выполняли магические функции оберегов от злых сил.
    Одни из вариантов темы терзания львом человека представлен на рельефе Дмитриевского собора во Владимире (среднее прясло северной стены). Между передними лапами двух львов с общей головой помещена человеческая личина. Композиция представляет собой как бы развертку на плоскости романской капители. Голова сросшихся львов и человеческая маска приходились на ее угол. У хищников по одной передней лапе, что на капители создавало иллюзию четвероногих животных.
    Резчик перенес этот сюжет на стену храма, сохранив все детали своего образца. Здесь, лишенный первичного символического содержания, он затерялся среди массы других рельефов.
    Парные птицы с девичьими ликами, символы благополучия и счастья в семье, украшают золотые эмалевые колты — изделия киевских ювелиров XI—XII вв. Уже в Древней Греции девы-птицы ассоциировались с темой любви, с образами Эрота и Афродиты. В античном мире изображения сирен служили амулетами благодаря непреодолимой силе, которую приписывали их пению. В русских сказках и обрядовых песнях женщины превращаются в птиц; в «Слове о полку Игореве» упомянута дева-обида с лебедиными крыльями.
    
    Полиморфных «сирен» с человеческим торсом, передними ногами лошади, крыльями птицы и змеиным хвостом находим среди рельефов Дмитриевского собора. Здесь, лишенные своего демонического значения, они вкраплены в общую декоративную плоскость стены.
    На серебряном наруче из Тверского клада (находка 1906 г.) в арочку вписан кентавр (китоврас). Торс «дивьего зверя» обращен назад. Левая рука поднята кверху, правая с отставленным большим пальцем согнута в локте. Необычность позы станет понятной, если вспомнить адского кентавра-охотника, стреляющего из лука в оленя.
    В домонгольской Руси не мог получить развития тот зоологический символизм, который расцвел на Западе.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
30+7=


Другие статьи из раздела:

Византийские портреты. Мотивы и сюжеты
В среде феодальной знати он служил символом сверхчеловеческой силы и великих подвигов. Даниил Заточник молит бога дать его князю «Самсонову силу» для защиты Руси. В «Житии Александра Невского» говорится, что сила этого князя была частью силы Самсона. Библейский силач проникает и в русский былинный эпос. Здесь он...
читать

Искусство средних веков
Вещи имеют свои судьбы. Прежде чем попасть в витрину музея, они проходили немалые пути и во времени, и в пространстве. Многие из них могли бы рассказать увлекательные истории. Изделия безвестных ремесленников, ярко и достоверно повествующие о своей эпохе, о ее психологии, незаменимы для исторического исследования.
читать



Известные художники

Леонардо (1452-1519)
Самый выдающийся гений Возрождения, Леонардо, занимает особое положение. Он был больше чем художник и архитектор — пытливый ум и неуемное любопытство позволили ему сделать важные открытия и нововведения в столь разных сферах, как инженерное...
читать
Каналетто (1697-1768)
Около 20 лет Каналетто был самым успешным художником Европы. Его виды Венеции были очень популярны, особенно у англичан, совершавших большое путешествие по Италии в XVIII в. в поисках образования, приключений и искусства. Он родился в Венеции...
Читать
Веласкес (1599-1660)
Карьера Диего Веласкеса была неразрывно связана с двором Филиппа IV в его родной Испании. Он родился в Севилье, но в 1621 г., вскоре после коронования Филиппа, отправился в Мадрид, где пришелся ко двору. Первый написанный им портрет молодого...
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Линия горизонта
Где бы ни находился изображаемый предмет, в закрытом помещении или на воздухе, прежде чем рисовать с натуры, необходимо определить его положение по отношению к линии горизонта: находится он выше или ниже уровня глаз. Линия горизонта образуется от пересечения с предметом воображаемой горизонтальной плоскости. ...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/romanskaya_ornamentalistika_.html on line 117

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/romanskaya_ornamentalistika_.html on line 117